О порядке и условиях взимания НДПИ, обжаловании актов налоговых органов ненормативного характера, действий (бездействия) их должностных лиц

Министерство финансов РФ письмо от 21.10.2021 № 03-06-07-01/85479
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой политики, рассмотрев интернет-обращение от 27.09.2021 по вопросу уплаты налога на добычу полезных ископаемых в отношении известняка и гипсового камня, сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н, письменные запросы организаций, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах рассматриваются в Минфине России в порядке, установленном статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно указанной статье Кодекса Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам только в связи с выполнением ими предусмотренных Кодексом обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.

При этом по общему правилу оформления запросов организации для получения государственной услуги по информированию налогоплательщиков, плательщиков сборов и страховых взносов о порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов в соответствии с требованиями по оформлению документов, предусмотренными национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2016 г. № 2004-ст, запрос оформляется на бланке организации, наименование которой должно соответствовать наименованию юридического лица, закрепленному в его учредительных документах (уставе или положении), содержит собственноручную подпись с указанием наименования должности лица, подписывающего запрос, и ее расшифровку, а также печать, которая заверяет подлинность подписи должностного лица. Если документ оформлен не на бланке, в наименование должности включается наименование организации.

При этом по существу обращения сообщаем следующее.

Вопросы классификации запасов полезных ископаемых, их учета в государственном балансе запасов полезных ископаемых и отнесения к определенному виду, а также формирования технического проекта и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, устанавливающих, в частности, комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь), по завершении которого определяется подлежащий налогообложению налогом на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) вид полезного ископаемого, не относятся к компетенции Минфина России.

Данные вопросы относятся к компетенции специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - Минприроды России и Роснедр.

В части вопросов налогообложения добычи полезных ископаемых отмечаем, что порядок и условия взимания НДПИ установлены главой 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Кодекса.

В отношении действий налоговых органов отмечаем, что в соответствии с частью первой Кодекса акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

При этом по общему правилу (на основании пункта 7 статьи 3 Кодекса) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Также отмечаем, что, по мнению Минфина России, судебное решение в отношении одного хозяйствующего субъекта по рассмотрению конкретного дела не может являться основанием для принятия налоговыми органами на его основании решения в отношении иного хозяйствующего субъекта, поскольку рассмотрение гражданских дел судами осуществляется с учетом особенностей конкретного дела, а судебный прецедент источником права в Российской Федерации не является.

 

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ