О налоге на прибыль при выплате дивидендов российской организации, имеющей фактическое право на них и косвенно участвующей в организации, выплачивающей доход в виде дивидендов

Министерство финансов РФ письмо от 16.04.2021 № 03-08-05/28828
| официальная переписка | печать

В связи с обращением от 10.02.2021 касательно применения налоговых ставок по налогу на прибыль организаций в отношении доходов в виде дивидендов российскими организациями, имеющими фактическое право на получение таких доходов и косвенно участвующими в российской организации, выплачивающей доход в виде дивидендов, Департамент налоговой политики сообщает.

Как следует из предоставленной информации, российская организация (далее — Общество) выплачивает дивиденды в пользу другой российской организации, которая имеет фактическое право на указанные дивиденды и косвенно владеет через прямое участие в иностранных компаниях не менее чем 50%-ной долей в уставном капитале Общества. При этом Общество перечисляет денежные средства в качестве уплаты дивидендов напрямую на счета указанной российской организации в российском банке в день выплаты дивидендов.

Статьей 8 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 374-ФЗ) установлено, что в отчетных (налоговых) периодах с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года включительно налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов, установленная подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), применяется в отношении доходов в виде дивидендов, полученных организацией, являющейся налоговым резидентом Российской Федерации, если такая организация имеет фактическое право на получение доходов в виде дивидендов и косвенно участвует в российской организации, выплатившей доход в виде дивидендов, при выполнении следующих условий:

1) доля косвенного участия организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации, имеющей фактическое право на дивиденды, в уставном (складочном) капитале (фонде) российской организации, выплачивающей дивиденды, составляет не менее 50 процентов;

2) сумма дивидендов, фактическое право на которые имеет организация, признаваемая налоговым резидентом Российской Федерации, составляет не менее 50 процентов от общей суммы распределяемых дивидендов;

3) в течение 180 календарных дней с даты выплаты дивидендов российской организацией на счета организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации, имеющей фактическое право на указанные дивиденды, зачислен доход от пассивной деятельности в сумме, равной сумме или превышающей сумму выплаченных дивидендов, фактическое право на которые имеет организация, признаваемая налоговым резидентом Российской Федерации, за вычетом удержанного у источника в Российской Федерации налога на прибыль организаций.

Иных условий для применения указанными российскими организациями к доходам в виде дивидендов нулевой налоговой ставки, установленной подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса, Федеральный закон № 374-ФЗ не содержит.

При соблюдении такими российскими организациями вышеуказанных условий применение к доходам в виде дивидендов налоговой ставки в размере 0 процентов, установленной подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса, является правомерным.

Вместе с тем с целью противодействия злоупотреблениям положениями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, предоставляющими льготные условия налогообложения, и ограничению вывода с территории Российской Федерации денежных средств за рубеж без применения налогообложения у источника, фактическое право на которые имеют российские резиденты, право на применение к доходам в виде дивидендов налоговой ставки в размере 0 процентов, установленной подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса, реализуется при отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 Кодекса, и при выполнении условий пункта 2 статьи 54.1 Кодекса.

Дополнительно информируем, что проверка правильности исчисления и уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) налогов, а также факта нарушения положений статьи 54.1 Кодекса осуществляется налоговыми органами в рамках мероприятий налогового контроля в порядке, предусмотренном Кодексом.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Директор Департамента

Д.В. ВОЛКОВ