О применении льготной ставки по налогу на прибыль при выплате дивидендов кипрской организации, если доля ее участия в российской организации уменьшилась

Министерство финансов РФ письмо от 30.12.2020 № 03-08-05/116518
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 20.11.2020 по вопросу применения положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 (далее — Соглашение) и сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 309 и пунктом 1 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) дивиденды, выплачиваемые иностранной организации — акционеру (участнику) российских организаций, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов, по ставке в размере 15 процентов.

Статьей 7 Кодекса предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Соглашения дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут также облагаться налогом в том Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, является резидентом другого Государства, то взимаемый таким образом налог не должен превышать:

a) 5% от общей суммы дивидендов, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании, выплачивающей дивиденды, сумму, эквивалентную не менее 100 000 евро;

b) 10% от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.

Между Министерством финансов Российской Федерации и Министерством финансов Республики Кипр как компетентными органами в смысле применения Соглашения достигнуто общее понимание в отношении минимальной доли участия в капитале компании для применения особого порядка налогообложения дивидендов.

Согласовано, что под прямым вложением в капитал компании понимается как приобретение акций при первичной или последующих эмиссиях, так и покупка акций через фондовую биржу или непосредственно у предыдущего владельца акций. При этом понятие «прямое вложение» предполагает осуществление инвестиции непосредственно самим фактическим получателем дивидендов.

Указанное в подпункте «a» пункта 2 статьи 10 Соглашения условие должно быть соблюдено на момент первоначального осуществления инвестиций и не подлежит ежегодному перерасчету в связи с колебаниями биржевого или валютного курса на момент выплаты дивидендов.

При этом размер инвестиции определяется суммой, фактически уплаченной на дату приобретения акций или других прав на участие в прибыли, при соблюдении принципа использования рыночных цен между независимыми участниками сделки.

Таким образом, в случае если на дату выплаты дивидендов доля участия кипрского резидента в капитале российской компании уменьшилась в результате отчуждения данным резидентом Кипра части акций (долей) российской организации, выплачивающей дивиденды, и составляет сумму менее 100 000 евро, льготная ставка налога в размере 5 процентов не применяется.

При этом необходимо также учитывать, что согласно пункту 1 статьи 312 Кодекса при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна представить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. Помимо этого иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

А.А. СМИРНОВ