1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 6

<О возможности применения электронных документов и видеозаписей для подтверждения доходов/расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль>

письмо от 05.10.2020 № СД-4-3/16193@

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо ПАО (далее — Банк) от 08.06.2020, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях главы 25 «Налог на прибыль организаций» налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Частью 5 статьи 9 Закона № 402-ФЗ определено, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Закон № 63-ФЗ).

Согласно статье 6 Закона № 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям статьи 9 Закона № 63-ФЗ.

Таким образом, для целей налога на прибыль организаций расходы, осуществленные на территории Российской Федерации, могут быть подтверждены документами, оформленными в электронной форме и подписанными квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью), при условии соблюдения требований Закона № 63-ФЗ в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается требование о составлении таких документов на бумажном носителе. При этом произведенные расходы должны соответствовать требованиям пункта 1 статьи 252 Кодекса.

Данная позиция неоднократно высказывалась Минфином России, в частности, в письмах от 27.03.2020 № 03-03-06/1/24411 и от 13.02.2020 № 03-03-07/9888.

Как следует из запроса Банка, он и его клиенты заинтересованы в совершении сделок (открытие счета и т.п.) посредством использования электронных сервисов без личного присутствия клиента в офисе кредитной организации. Соответственно, подтверждением сделки в данном случае будут являться документы и информация, созданные с использованием современных цифровых технологий.

Банк просит ФНС России рассмотреть возможность применения электронных документов и видеозаписей для подтверждения доходов/расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой прибыли банка, с учетом того что Федеральным законом от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 34-ФЗ) гражданское законодательство дополнено положениями, допускающими возможность осуществления таких сделок.

Федеральным законом от 18.03.2019 № 34-ФЗ пункт 1 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации был изложен в следующей редакции: «Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами. Письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю».

Согласно пояснительной записке к законопроекту данного закона (паспорт проекта федерального закона № 424632-7) данные положения вносятся в целях облегчения совершения сделок с цифровыми правами. Выражение лицом своей воли с помощью электронных или иных аналогичных технических средств (например, путем передачи сигнала, в том числе при заполнении формы в сети Интернет) будет приравнено к простой письменной форме сделки.

Следовательно, законодательство Российской Федерации начиная с 1 октября 2019 года допускает возможность совершения сделки с помощью электронных либо иных технических средств при соблюдении предусмотренных законом условий.

ФНС России полагает, что налоговое законодательство Российской Федерации не содержит положений, препятствующих реализации Банком прав, предусмотренных Федеральным законом № 34-ФЗ.

Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса Д.С. САТИН