Об основаниях признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранной организации и уведомления налоговых органов, а также об учете прибыли КИК

Министерство финансов РФ письмо от 01.09.2020 № 03-12-11/2/76448
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение ЗАО от 29.06.2020 и сообщает, что в соответствии с абзацем вторым пункта 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно сообщается следующее.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики помимо обязанностей, предусмотренных пунктами 1 и 2 указанной статьи, обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 Кодекса:

1) о своем участии в иностранных организациях (в случае если доля такого участия превышает 10 процентов). Доля участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном статьей 105.2 Кодекса;

2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой (включая случаи, когда налогоплательщик выступает учредителем такой структуры или лицом, имеющим фактическое право на доход (прибыль) такой структуры в случае его распределения);

3) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

При этом в соответствии с пунктом 3.3 статьи 23 Кодекса установлено, что обязанности налогоплательщиков, предусмотренные подпунктами 1 и 2 пункта 3.1 указанной статьи, распространяются на лиц, признавае- мых в соответствии с Кодексом налоговыми резидентами Российской Федерации и осуществляющих доверительное управление имуществом, в случае если такие лица вносят имущество, являющееся объектом доверительного управления, в капитал иностранной организации либо передают это имущество учрежденным ими иностранным структурам без образования юридического лица.

В свою очередь, распространение на таких лиц обязанности налогоплательщиков по уведомлению налогового органа о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых налогоплательщики являются контролирующими лицами, Кодексом не предусмотрено.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 25.13 Кодекса контролирующими лицами иностранной организации или иностранной структуры без образования юридического лица являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

Лицо, признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации, признается контролирующим лицом иностранной организации по основаниям, предусмотренным пунктом 3 или 6 статьи 25.13 Кодекса, или иностранной структуры без образования юридического лица по основаниям, предусмотренным пунктом 10 или 12 указанной статьи.

Кроме того, такое лицо вправе самостоятельно признать себя контролирующим лицом иностранной организации или иностранной структуры без образования юридического лица в порядке, установленном пунктом 13 статьи 25.13 Кодекса.

Учет прибыли контролируемых иностранных компаний при налогообложении осуществляется в порядке, установленном статьей 25.15 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25.15 Кодекса предусмотрено, что прибыль контролируемой иностранной компании, определяемая в соответствии с Кодексом, приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой контролируемой иностранной компании в соответствии с главами части второй Кодекса, с учетом особенностей, установленных указанной статьей.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н. А. КУЗЬМИНА