О применении ИП-работодателем положений законодательства о проведении инвентаризации имущества в случае причинения работником материального ущерба

Министерство финансов РФ письмо от 30.12.2019 № 03-11-11/103406
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев совместно с Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности, Правовым департаментом письмо от 14.11.2019, а также письмо от 17.12.2019, сообщает.

Пунктом 4 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 407-ФЗ) установлено, что действие Федерального закона № 402-ФЗ распространяется в том числе на индивидуальных предпринимателей.

Согласно части 3 статьи 11 Федерального закона № 402-ФЗ случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

Пунктом 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (далее - Положение), установлены случаи обязательного проведения инвентаризации, в том числе при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества.

Согласно пункту 3 Положения Министерство финансов Российской Федерации на основании Федерального закона № 402-ФЗ разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее - Методические указания), Методические указания устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов. Под организацией для целей Методических указаний понимаются юридические лица по законодательству Российской Федерации (кроме банков), включая организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета.

В то же время в силу пункта 1 части 2 статьи 6 Федерального закона № 402-ФЗ индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, могут не вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ.

Таким образом, полагаем, что индивидуальные предприниматели не обязаны применять Методические указания.

При этом частью первой статьи 246 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

Вместе с тем обращаем внимание, что Верховный Суд Российской Федерации при рассмотрении конкретных дел о причинении работодателю - индивидуальному предпринимателю материального ущерба его работником применяет положения Методических указаний (например, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2019 г. № 14-КГ18-50, от 20 августа 2018 г. № 18-КГ18-126).

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

Р.А.СААКЯН