<О применении ККТ при предоставлении (погашении) займов сельскохозяйственными КПК, а также при получении (возврате) ими займов в целях формирования фонда финансовой взаимопомощи>

Министерство финансов РФ письмо от 06.09.2019 № 03-01-15/69035
| официальная переписка | печать

Вопрос: В соответствии с нормой пп. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрофинансовая деятельность - деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со ст. 3 настоящего Федерального закона, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование).

В соответствии с ч. 3 ст. 3 того же Федерального закона кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды и другие юридические лица осуществляют микрофинансовую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность таких юридических лиц.

В частности, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы осуществляют микрофинансовую деятельность на основании ст. 40.1 и других Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», при этом гражданско-правовая природа договоров о выдаче микрозаймов сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами не имеет отличий от природы договоров микрозаймов, выдаваемых микрофинансовыми организациями.

Верен ли вывод о том, что предоставление и возврат микрозайма сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом (включая погашение процентных обязательств) не подпадают под определение понятия «расчеты», установленное Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»?

Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, действуя на основании ст. 40.1 и других Федерального закона № 193-ФЗ, выдают микрозаймы своим членам. В соответствии с ч. 1 ст. 40.1 Федерального закона № 193-ФЗ источником средств для выдачи микрозаймов является фонд финансовой взаимопомощи.

В соответствии с ч. 2 ст. 40.1 Федерального закона № 193-ФЗ фонд финансовой взаимопомощи формируется за счет части собственных средств кредитного кооператива и средств, привлекаемых в кредитный кооператив в форме займов, полученных от членов кредитного кооператива, ассоциированных членов кредитного кооператива, кредитов кредитных и иных организаций, а также за счет средств, привлеченных в кредитный кооператив в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом займы осуществляются только в денежной форме.

Во исполнение указанной нормы сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы на регулярной основе заключают договоры привлеченного займа со своими членами (ассоциированными членами), однако данные займы предназначены не для оплаты товаров, работ, услуг, а для формирования фонда финансовой взаимопомощи - источника средств по выдаче займов иным членам кооператива.

Верен ли вывод о том, что получение и возврат займа сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом у своих членов и ассоциированных членов (включая погашение процентных обязательств) не подпадают под определение понятия «расчеты», установленное Федеральным законом № 54-ФЗ?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращения (письма от 19.07.2019) и по вопросу применения контрольно-кассовой техники сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ.

Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. Под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Таким образом, в случае предоставления сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами (далее - кооперативы) займов в рамках микрофинансовой деятельности и при погашении таких займов, а также при получении кооперативами займов в целях формирования фонда финансовой взаимопомощи и возврате таких займов применение контрольно-кассовой техники не требуется.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ