1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 66

<Об уплате страховых взносов ИП, являющимися матерями-одиночками, находящимися в отпуске по уходу за ребенком с полутора до трех лет и не производящими выплат физлицам>

Министерство финансов РФ письмо от 21.11.2018 № 03-15-05/83853

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 26.09.2018 по вопросу об освобождении от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование либо снижении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей, являющихся матерями-одиночками и находящихся в отпуске по уходу за ребенком с полуторагодовалого возраста до достижения им возраста трех лет, и сообщает следующее.

С 01.01.2017 отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

В настоящее время главой 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, от обязанностей по уплате страховых взносов, за исключением определенных периодов, указанных в части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса) (например, периодов прохождения военной службы по призыву, ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом и др.), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.

Период нахождения индивидуальных предпринимателей в отпуске по уходу за ребенком с полуторагодовалого возраста до достижения им возраста трех лет в упомянутый перечень статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ не включен.

Кроме того, следует отметить, что исходя из положений статьи 3 Налогового кодекса законодательство о налогах и сборах основывается на признании равенства налогообложения, налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев (например, критериев семейного положения и наличия детей).

При этом статьей 2 Налогового кодекса предусмотрено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации.

Поэтому уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов осуществляется независимо от возраста, пола, семейного положения, наличия детей, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде.

Таким образом, учитывая указанные положения статей 2 и 3 Налогового кодекса, предложение об отмене обязанности по уплате страховых взносов либо снижении размера страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, являющихся матерями-одиночками и находящихся в отпуске по уходу за ребенком с полуторагодовалого возраста до достижения им возраста трех лет, в случае его реализации поставит остальных плательщиков в неравное (дискриминационное) положение по отношению к указанным гражданам, в связи с чем не может быть поддержано.

Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН