Об учете АНО в целях налога при УСН доходов от оказания социальных услуг гражданам в рамках госконтрактов, а также в виде компенсации из бюджета части стоимости данных услуг

Министерство финансов РФ письмо от 27.09.2018 № 03-11-06/2/69095
| официальная переписка | печать

Вопрос: Автономная некоммерческая организация социального обслуживания населения применяет упрощенную систему налогообложения (6%).

Основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) является деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая (код 87.90 ОКВЭД).

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:

- доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;

- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Согласно пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

В силу положений п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

В 2016 г. АНО заключала договоры с Центром социальной защиты населения, предметом которых являлось предоставление АНО компенсации стоимости социальных услуг, предоставленных гражданам - получателям социальных услуг, в форме субсидии из бюджета субъекта.

Также в период с 2016 г. по 2018 г. АНО заключала с Комитетом социальной защиты населения субъекта РФ государственные контракты, предметом которых являлось оказание АНО социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания лицам без определенного места жительства и занятий как при ночном, так и при круглосуточном пребывании получателя социальных услуг.

Может ли АНО не учитывать в целях исчисления налога при УСН денежные средства, полученные из бюджета по вышеуказанным договорам (государственным контрактам), являющиеся целевыми?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо от 31.07.2018 о применении упрощенной системы налогообложения и исходя из содержащегося в письме вопроса сообщает следующее.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах.

Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся в том числе доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации), определяемые в порядке, установленном статьей 249 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 249 Кодекса установлено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе (пункт 1 статьи 39 Кодекса).

В связи с этим автономная некоммерческая организация социального обслуживания населения доходы от оказания социальных услуг гражданам - получателям данных услуг в рамках реализации государственных контрактов на оказание социальных услуг, а также доходы в виде компенсации из бюджета части стоимости оказанных социальных услуг учитывает при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в составе доходов от реализации товаров (работ, услуг) в порядке, установленном статьей 249 Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса при определении налоговой базы по налогу не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса.

Так, исходя из пункта 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению.

В частности, к целевым поступлениям согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 251 Кодекса относятся средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН