1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 22

<Об НДС при оказании концессионером, применяющим УСН, банных услуг>

Министерство финансов РФ письмо от 05.09.2018 № 03-07-11/63397

Вопрос: Законодательством РФ в сфере налогообложения предусмотрены возможности освобождения от уплаты НДС в сфере оказания услуг физкультурно-оздоровительного характера.

Анализируя судебную практику, НК РФ, разъяснения Минфина России в данной области, можно утверждать, что организации, оказывающие банные услуги (помывка населения) с использованием объектов концессионного соглашения, применяющие УСН, имеют право на освобождение от уплаты НДС.

Так, согласно нормам ст. 174.1 НК РФ при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость возлагаются на концессионера. Кроме того, концессионеру предоставляются налоговые вычеты по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым для осуществления операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Осуществление концессионером деятельности по использованию (эксплуатации) объекта концессионного соглашения в целях налогообложения признается работой (услугой) и является объектом налогообложения по НДС у концессионера на основании пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.

В то же время согласно пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ такая деятельность по оказанию населению услуг физкультурно-оздоровительного характера освобождена от налогообложения НДС.

НК РФ не закрепляет понятие «услуги по организации и проведению физкультурных и физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий».

Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ понятия и термины гражданского законодательства, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В Письме Минфина России от 02.11.2012 № 03-07-07/114 указано, что по вопросам отнесения конкретных видов услуг к услугам по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в том числе освобожденным от налогообложения налогом на добавленную стоимость, следует руководствоваться Общероссийским классификатором услуг населению.

Исходя из ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) - Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) деятельность по оказанию банных услуг относится к физкультурно-оздоровительной (ОКВЭД 96.04), которая включает: деятельность бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг.

Согласно п. 3.1 ГОСТ 32670-2014. Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги бань и душевых. Общие технические условия (введен в действие Приказом Росстандарта от 28.04.2014 № 420-ст) услуги бань и душевых - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя (посетителя), а также деятельности исполнителя, направленной на удовлетворение гигиенических (обработка, очистка кожи) и оздоровительных (обеспечение хорошего самочувствия, лечебно-профилактические цели) потребностей потребителя.

Следовательно, вышеуказанными положениями законодательства предусмотрена возможность освобождения от уплаты сумм НДС, в том числе и по оказанию банных услуг (помывке) с использованием объектов концессионного соглашения.

Освобождаются ли от НДС услуги по помывке населения, оказываемые концессионером, применяющим УСН?

Ответ:

В связи с письмом о применении освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении банных услуг, оказываемых концессионером, применяющим упрощенную систему налогообложения, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

Согласно пункту 2 статьи 346.11 главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса.

Так, согласно нормам статьи 174.1 Кодекса при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость возлагаются на концессионера, в том числе применяющего упрощенную систему налогообложения. В связи с этим операции по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемые концессионером, применяющим упрощенную систему налогообложения, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость согласно пункту 1 статьи 146 Кодекса либо не облагаются данным налогом в соответствии с пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 Кодекса.

На основании абзаца шестого подпункта 14.1 пункта 2 статьи 149 Кодекса реализация на территории Российской Федерации услуг населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) деятельность бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг не относится к деятельности в области спорта.

Учитывая изложенное, банные услуги, оказываемые концессионером, применяющим упрощенную систему налогообложения, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ