Об утверждении официальной статистической методологии построения баланса активов и пассивов и счетов накопления Системы национальных счетов в части контрактов, договоров аренды, лицензий, гудвилла и маркетинговых активов

Федеральная служба государственной статистики приказ от 31.05.2018 № 334
| нормативные правовые акты | печать

В соответствии с подпунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 420, и пунктом 6 Плана Федеральной службы государственной статистики по разработке и утверждению официальной статистической методологии и указаний по заполнению форм федеральных статистических наблюдений на 2018 год, утвержденного приказом Росстата от 20 декабря 2017 г. № 847, приказываю:

утвердить прилагаемую официальную статистическую методологию построения баланса активов и пассивов и счетов накопления Системы национальных счетов в части контрактов, договоров аренды, лицензий, гудвилла и маркетинговых активов.

Временно исполняющий обязанности
руководителя Федеральной службы
государственной статистики
М.А.САБЕЛЬНИКОВА

Утверждена
приказом Росстата
от 31.05.2018 № 334

ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
ПОСТРОЕНИЯ БАЛАНСА АКТИВОВ И ПАССИВОВ И СЧЕТОВ НАКОПЛЕНИЯ
СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ В ЧАСТИ КОНТРАКТОВ, ДОГОВОРОВ
АРЕНДЫ, ЛИЦЕНЗИЙ, ГУДВИЛЛА И МАРКЕТИНГОВЫХ АКТИВОВ

I. Общие положения

Настоящая официальная статистическая методология предназначена для макроэкономической оценки контрактов, договоров аренды, лицензий, гудвилла и маркетинговых активов с целью отражения их в балансе активов и пассивов и на счетах накопления, в соответствии с требованиями Системы национальных счетов.

1.1. Используемые понятия и определения

В официальной статистической методологии применяются следующие определения <1>.

--------------------------------

<1> Все определения приводятся исключительно в целях построения баланса активов и пассивов и счетов накопления Системы национальных счетов.

Баланс активов и пассивов - это таблица, отражающая текущую рыночную стоимость экономических активов и пассивов на начало и конец года.

Актив - это накопленный запас стоимости, приносящий экономическую выгоду или ряд экономических выгод экономическому собственнику актива как следствие владения им или использования его в течение некоторого периода времени.

Активы в СНС делятся на финансовые и нефинансовые.

Нефинансовые активы подразделяются на 2 категории: произведенные и непроизведенные.

Непроизведенные активы - это нефинансовые активы, которые возникли иным образом, нежели в результате процесса производства.

Контракты, договоры аренды, лицензии, маркетинговые активы и гудвилл относят к непроизведенным нефинансовым экономическим активам.

Контракты, договоры аренды и лицензии рассматриваются как активы только при одновременном соблюдении следующих двух условий:

условия контракта, договора аренды или лицензии определяют цену за использование актива или за предоставление услуги, которая отличается от цены, которая преобладала бы в отсутствие контракта, договора аренды или лицензии;

одна из сторон должна быть в состоянии юридически и практически реализовать эту разницу в ценах. Второе условие предполагает, что существует рынок для этих активов.

Согласно СНС-2008 в национальных счетах необходимо отражать только стоимость обращающихся на рынке контрактов, договоров аренды и лицензий.

Обращающимися контрактами, договорами аренды и лицензиями являются такие активы, право юридической собственности на которые может быть легко передано от одной единицы другой единице без значительных дополнительных затрат. Таким образом, ключевыми факторами, учитываемыми при отнесении контрактов, договоров аренды и лицензий к обращаемым активам, являются:

наличие у собственника актива юридического права на отчуждение актива;

наличие ликвидного рынка контрактов, договоров аренды и лицензий;

затраты на реализацию актива незначительны.

Выполнение этих условий означает, что данные активы являются обращающимися.

Существуют 4 класса контрактов, договоров аренды и лицензий, которые, при выполнении указанных выше условий, считаются активами в СНС-2008:

обращающиеся договоры операционного лизинга;

разрешения на использование природных ресурсов;

разрешения на занятие определенными видами деятельности;

право на получение в будущем товаров и услуг на исключительной основе.

Обращающийся договор операционного лизинга - договор между двумя сторонами (арендодателем и арендатором, лизингодателем и лизингополучателем) по аренде актива; либо о предоставлении права на использование определенного актива (группы активов), в соответствии с которым у второй стороны есть экономическая заинтересованность (лучшие условия для аренды на рынке), и юридическая и практическая возможность передавать арендуемый актив в субаренду (сублизинг), либо передавать право на использование третьей стороне. Это права собственности третьей стороны, относящиеся к основным фондам.

Разрешения на использование природных ресурсов - это права на пользование природными ресурсами, предоставленные одной стороной (собственником активов) другой стороне (пользователю природных ресурсов), которые эта другая сторона может передать третьей стороне.

Разрешение на использование природных ресурсов представляет собой соглашение, в соответствии с которым юридический собственник природного ресурса предоставляет его арендатору за регулярную плату, отражаемую как доход от собственности в форме ренты. Природный ресурс, используемый арендатором, продолжает учитываться у арендодателя. При этом у арендатора должна быть экономическая заинтересованность и юридическая и практическая возможность продать это разрешение другой единице.

Обязательным условием учета разрешений на использование природных ресурсов в качестве экономических активов является их обращаемость на рынке. К обращаемым разрешениям на использование природных ресурсов относятся те разрешения, по которым у пользователя может возникнуть юридическая и практическая возможность и экономическая заинтересованность реализовать их другой стороне, что приводит к созданию стоимости актива для пользователя, отличного от самого ресурса, даже в случаях, если пользователь фактически не воспользовался этой возможностью.

Разрешения на занятие определенным видом деятельности - это разрешения, предназначенные для ограничения количества единиц, имеющих право заниматься определенной деятельностью.

Разрешение на занятие определенным видом деятельности имеет место, когда:

число разрешений ограничено и позволяет держателям разрешений зарабатывать монопольные прибыли;

монопольные прибыли не связаны с использованием актива, принадлежащего тому, кто выдал разрешение;

держатель разрешения в состоянии юридически и практически продать разрешение третьей стороне.

Такие разрешения выдаются, главным образом, органами государственного управления, но могут также выдаваться и другими единицами.

Право на получение в будущем товаров и услуг на исключительной основе относится к случаю, когда одна сторона, которая заключила контракт, чтобы купить товары или услуги по фиксированной цене в будущем, может передать обязательство второй стороны контракта третьей стороне.

Стоимость гудвилла и маркетинговых активов определяется как разница между стоимостью, выплаченной за действующее предприятие, и суммой его активов за вычетом суммы его обязательств, каждая статья которых отдельно идентифицирована и оценена.

Под маркетинговыми активами понимаются активы, возникающие в результате взаимоотношений организации с клиентами, поставщиками и подрядчиками, партнерами по инновационной деятельности, а также ресурсы, имеющие влияние на потенциальных работников, инвесторов и клиентов, если эти активы не могут быть идентифицированы. Главное назначение этих активов - обеспечение конкурентного преимущества организации.

В СНС к маркетинговым активам относятся: бренды, торговые марки, логотипы и доменные имена.

Бренд - общее впечатление, которое получает клиент или потенциальный клиент от общения с компанией и ее продуктами.

Торговая марка - обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Логотип - графический знак, эмблема или символ, используемый территориальными образованиями, коммерческими предприятиями, организациями и частными лицами для повышения узнаваемости и распознаваемости в социуме.

Доменное имя - символьное имя, служащее для идентификации областей - единиц административной автономии в сети Интернет - в составе вышестоящей по иерархии такой области.

В виде исключения, идентифицированные маркетинговые активы могут быть проданы индивидуально и отдельно от целой корпорации, в результате чего их продажа должна также быть отражена по этой статье.

Приобретенный гудвилл (деловая репутация организации) представляет собой разницу между стоимостью приобретенного предприятия и чистой стоимостью его отдельно идентифицированных и оцененных активов и обязательств.

Эта разница отражает стоимость корпоративных структур и стоимость совокупного бизнеса: рабочей силы и управления, корпоративной культуры, сетей распространения продукции и клиентской базы. Все это, возможно, не имеет стоимости по отдельности от других активов, но увеличивает стоимость этих других активов. Можно сказать, что это дополнение к стоимости отдельных активов, потому что они используются в комбинации друг с другом.

Хотя гудвилл, вероятно, будет присутствовать в большинстве корпораций, с целью обеспечения точности измерения он отражается в СНС только тогда, когда его стоимость подтверждается рыночной сделкой, обычно в результате продажи корпорации в целом.

Гудвилл согласно СНС-2008 не подвергается классификации.

1.2. Методологические принципы СНС-2008 по стоимостной оценке обращающихся контрактов, договоров аренды, лицензий, маркетинговых активов и гудвилла и отражению их в балансе активов и пассивов и на счетах накопления

1.2.1. Контракты, договоры аренды и лицензии

Согласно СНС-2008 контракты, договоры аренды и лицензии рекомендуется отражать в национальных счетах только тогда, когда стоимость актива имеет существенное значение и реализована, ввиду чего обязательно существует подходящая рыночная цена, т.е. когда данные активы проданы. В этом случае вначале они отражаются в счете других изменений в объеме активов, а впоследствии составляют основу операции (или серии операций) в счете операций с капиталом.

Стоимость контракта, договора аренды или лицензии, отраженных в счетах как актив, равна чистой настоящей стоимости превышения преобладающей цены над его договорной ценой. Разница в ценах к окончанию срока действия договора перестает быть очевидной, в связи с чем стоимость контрактов, договоров аренды и лицензий уменьшается по мере сокращения оставшегося срока действия договора. Таким образом, рассматриваемые активы не существуют вне срока действия договорных отношений.

Изменения в стоимости контракта, договора аренды или лицензии вследствие изменений в преобладающей цене отражаются как переоценка. Изменения вследствие прекращения выгоды, обеспечиваемой данным активом за время, когда он существовал, отражается как другие изменения в объеме активов.

Издержки, связанные с передачей прав собственности при приобретении и выбытии контрактов, договоров аренды и лицензий, следует отражать отдельно как валовое накопление капитала на счете операций с капиталом.

Текущая стоимость контрактов, договоров аренды и лицензий может определяться в рамках сравнительного или доходного подходов. Поскольку контракты, договоры аренды и лицензии являются непроизведенными активами, затратный подход не применяется. Выбор подхода к оценке конкретных контрактов, договоров аренды и лицензий зависит от наличия имеющейся рыночной информации.

1.2.2. Маркетинговые активы и гудвилл

СНС-2008 рекомендует последовательный подход к исчислению стоимости маркетинговых активов и приобретенного гудвилла как превышения стоимости, уплаченной за действующее предприятие, над стоимостью его активов за вычетом стоимости его обязательств (чистая стоимость капитала). Каждая его статья должна быть идентифицирована и оценена отдельно независимо от того, является ли предприятие корпорацией, включенной или не включенной в листинг, квазикорпорацией или некорпорированным предприятием.

Стоимость маркетинговых активов и приобретенного гудвилла исчисляется на момент продажи, отражается с помощью записи в счете других изменений в объеме активов продавца, а затем отражается как операция обмена с покупателем в счете операций с капиталом.

Стоимость маркетинговых активов и приобретенного гудвилла с целью обеспечения точности измерения отражается в СНС только тогда, когда его стоимость подтверждается рыночной сделкой, обычно в результате продажи корпорации в целом. Для сохранения связи с фактически осуществленной сделкой стоимость приобретения маркетинговых активов и приобретенного гудвилла не подлежит переоценке.

1.3. Источники информации для макроэкономической оценки контрактов, договоров аренды, лицензий, маркетинговых активов, гудвилла

Основным источником информации при оценке обращающихся контрактов, договоров аренды, лицензий, маркетинговых активов и гудвилла является форма федерального государственного статистического наблюдения № 11-НА «Сведения о наличии, движении и составе контрактов, договоров аренды, лицензий, маркетинговых активов и гудвилла (деловой репутации организации)» (приложение 2).

Сведения о наличии, движении и составе контрактов, договоров аренды, лицензий, маркетинговых активов и гудвилла (деловой репутации организации) включают в себя:

остаточную балансовую стоимость обращающихся контрактов, договоров аренды и лицензий: договоров операционного лизинга, разрешений на использование природных ресурсов, разрешений на занятие определенными видами деятельности, прав на получение в будущем товаров и услуг на исключительной основе, маркетинговых активов и приобретенного гудвилла (деловой репутации организации) на начало и конец года;

стоимость приобретенных активов, как на первичном, так и на вторичном (кроме гудвилла) рынках;

стоимость активов, выбывших в связи с окончанием срока действия или списанием вследствие морального износа, а также (кроме гудвилла) в связи с продажей на вторичном рынке;

начисленную за отчетный период амортизацию (износ);

изменение стоимости за счет переоценки (кроме маркетинговых активов и гудвилла) или обесценения по текущей рыночной стоимости.

Для оценки текущей стоимости обращающихся контрактов, договоров аренды и лицензий и маркетинговых активов на макроэкономическом уровне применяется сравнительный подход.

В основе сравнительного подхода лежат следующие базовые принципы оценки:

принцип спроса и предложения (стоимость объекта определяется соотношением спроса и предложения по объектам-аналогам на рынке);

принцип замещения (стоимость объекта имеет тенденцию устанавливаться на уровне величины эффективного капиталовложения, необходимого для приобретения сопоставимого, замещающего объекта, приносящего желаемую прибыль).

Сущность сравнительного подхода состоит в формировании стоимости объекта путем анализа цен совершенных сделок с объектами, подобными анализируемому объекту.

В идеале, наблюдаемые рыночные цены должны использоваться для оценки всех активов и обязательств. Тем не менее, при определении текущей рыночной цены для стоимостной оценки показателей баланса активов и пассивов может использоваться цена, усредненная по всем операциям на рынке, если рынок таков, что на нем регулярно, активно и свободно происходит торговля рассматриваемыми объектами. Если наблюдаемые цены отсутствуют, потому что рассматриваемые объекты не обращались на рынке в недавнем прошлом, должна быть предпринята попытка оценить, какими были бы цены, если бы активы были приобретены на рынке на дату, на которую составлен баланс активов и пассивов.

Текущая рыночная стоимость маркетинговых активов и приобретенного гудвилла определяется непосредственно по данным формы федерального государственного статистического наблюдения № 11-НА.

II. Порядок разработки показателей баланса активов и пассивов и счетов накопления в соответствии с СНС-2008 в части обращающихся контрактов, договоров аренды, лицензий, маркетинговых активов и гудвилла

2.1. Баланс активов и пассивов

На первом этапе определяется текущая рыночная стоимость контрактов, договоров аренды, лицензий, маркетинговых активов и гудвилла на начало (конец) отчетного года сравнительным методом на основе данных, содержащихся в форме федерального государственного статистического наблюдения № 11-НА «Сведения о наличии, движении и составе контрактов, договоров аренды, лицензий, маркетинговых активов и гудвилла (деловой репутации организации)».

(Полный текст документа)

Прикрепленные файлы: