О представлении уведомления о КИК; об определении суммы прибыли (убытка) КИК и ее документальном подтверждении в целях налога на прибыль

Министерство финансов РФ письмо от 08.12.2017 № 03-12-11/2/85290
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение АО по вопросу применения отдельных положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и сообщает следующее.

Подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 Кодекса, о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25.14 Кодекса уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главами 23 и 25 Кодекса.

При этом необходимо отметить, что особенности в виде требований к размеру дохода, полученного контролирующим лицом в виде прибыли контролируемой иностранной компании, в целях представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

Таким образом, налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами, вне зависимости от размера дохода, полученного ими в виде прибыли соответствующих контролируемых иностранных компаний.

Согласно пункту 1.2 статьи 309.1 Кодекса в целях определения прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании используется неконсолидированная финансовая отчетность такой компании, составленная в соответствии со стандартом, установленным личным законом такой компании. В случае если личным законом контролируемой иностранной компании не установлен стандарт составления финансовой отчетности, прибыль (убыток) такой контролируемой иностранной компании определяется по данным финансовой отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности либо иными международно признанными стандартами составления финансовой отчетности, принимаемыми иностранными фондовыми биржами и иностранными депозитарно-клиринговыми организациями, включенными в перечень иностранных финансовых посредников, для принятия решения о допуске ценных бумаг к торгам.

Если в соответствии с личным законом контролируемой иностранной компании ее финансовая отчетность не подлежит обязательному аудиту, определение прибыли (убытка) такой контролируемой иностранной компании в целях Кодекса осуществляется на основании финансовой отчетности, аудит которой проведен в соответствии с международными стандартами аудита.

Сумма прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании должна быть документально подтверждена ее финансовой отчетностью, составленной за соответствующий период (периоды), с приложением ее финансовой и налоговой отчетности в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 309.1 Кодекса.

Обращаем внимание, что упрощенный порядок представления документов в налоговый орган Кодексом не предусмотрен.

При этом, по мнению Департамента, в отдельных ситуациях, не позволяющих получить от контролируемой иностранной компании необходимую информацию (в частности, при наличии ограничительных мер, установленных личным законом такой иностранной компании), контролирующим лицом могут быть использованы сведения, полученные из бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности контролируемой иностранной компании, содержащиеся в общедоступных информационных системах, а также на официальных сайтах российских и (или) иностранных организаций.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ