1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 15

<Об НДС в случае возврата организации, применяющей УСН, товара, ранее экспортированного в Белоруссию по договору поставки и по договору комиссии>

Министерство финансов РФ письмо от 17.08.2016 № 03-07-13/1/48093

Вопрос: Организация, применяющая УСН, по внешнеторговому договору поставки и по договору комиссии экспортирует товар в Белоруссию (покупатель также не является плательщиком НДС, применяет УСН). В договорах предусмотрены случаи возврата товара:

1. Покупатель имеет право вернуть некачественный товар поставщику, выявленный в процессе реализации.

2. Покупатель имеет право вернуть доброкачественный товар, если он не пользуется спросом и морально устарел.

На основании п. 1 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в порядке согласно Приложению № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг).

Организация-экспортер, применяющая УСН, согласно п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ, не признается налогоплательщиком НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ).

Рассматривается ли как импорт товара возврат качественного товара по договору комиссии и обязана ли российская организация уплачивать НДС?

Рассматривается ли как импорт товара возврат некачественного товара как по договору поставки, так и по договору комиссии и обязана ли российская организация уплачивать НДС?

Ответ:

В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость при возврате белорусскими покупателями товаров, ранее экспортированных с территории Российской Федерации организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

Применение косвенных налогов в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), в том числе Республики Беларусь и Российской Федерации, производится в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Протокол).

Согласно пункту 2 раздела I «Общие положения» Протокола импорт товаров - это ввоз товаров налогоплательщиками (плательщиками) на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС.

На основании пункта 13 раздела III «Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров» Протокола взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС, осуществляется налоговым органом государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения. Для целей данного раздела собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом).

Учитывая изложенное, в случае возврата белорусскими покупателями ранее экспортированных с территории Российской Федерации товаров российскому хозяйствующему субъекту, в том числе применяющему упрощенную систему налогообложения, следует уплатить налог на добавленную стоимость независимо от причин возврата.

Что касается уплаты налога на добавленную стоимость при возврате белорусским покупателем товаров, реализация которых осуществлялась по поручению российского комитента российским комиссионером, применяющим упрощенную систему налогообложения, то пунктом 13.1 раздела III Протокола предусмотрено, что косвенные налоги уплачиваются налогоплательщиком государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, собственником товаров либо, если это предусмотрено законодательством государства - члена ЕАЭС, комиссионером, поверенным или агентом.

Поскольку законодательством Российской Федерации о налогах и сборах возложение на комиссионера обязанности по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе товаров в Российскую Федерацию с территории государств - членов ЕАЭС не предусмотрено, налог на добавленную стоимость в отношении таких товаров уплачивается вышеуказанным собственником товаров.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
О.Ф.ЦИБИЗОВА