<О возможности организации и контроля заказчиком аттестации рабочих мест подрядчика в рамках размещения заказов>

Министерство экономического развития РФ письмо от 29.03.2017 № Д28и-1345
| официальная переписка | печать

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг и сообщает.

В указанном в обращении случае отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, регулировались Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ).

Закон № 94-ФЗ не регулировал отношения, связанные с исполнением контракта, а также приемкой товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых предусмотрена контрактом.

При этом предметом государственного контракта являются исключительно отношения между заказчиком и поставщиком, возникающие в ходе обеспечения государственных нужд, а именно при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг. Отношения, связанные с аттестацией рабочих мест, возникают между работодателем и его работниками. Такие отношения не входят в предмет государственного контракта и регулируются трудовым законодательством Российской Федерации.

Таким образом, заказчик не является стороной в отношениях по аттестации рабочих мест работников, вследствие чего у него отсутствует какая-либо обязанность по организации и контролю аттестации рабочих мест подрядчика.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 94-ФЗ законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями такого обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Таким образом, поставщик (подрядчик, исполнитель) должен выполнять контракт в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе с учетом требований трудового законодательства Российской Федерации.

При этом Законом № 94-ФЗ не предусмотрено установление в контракте требований к формированию фонда оплаты труда, применению коэффициентов к нормам затрат труда, сокращенному рабочему дню рабочих-строителей и т. д.

Кроме того, в соответствии с частью 4.1 статьи 9 Закона № 94-ФЗ цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной контрактом. Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта.

С учетом изложенного заказчик не вправе указывать в контракте в качестве обязанности подрядчика проведение аттестации рабочих мест на предмет вредности условий труда, а также введение и соблюдение рабочего дня при 24-часовой рабочей неделе.

ГК РФ не содержит определения термина «оперативно-хозяйственная деятельность». Вместе с тем под такой деятельностью, как представляется, следует понимать деятельность организации по управлению и распоряжению своим имуществом, совершению иных действий, призванных обеспечить эффективную и надлежащую работу самой организации, текущие производственные операции, планирование и контроль деятельности.

При этом согласно пункту 1 статьи 715 ГК РФ заказчик во время выполнения работ подрядчиком вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.

Таким образом, отношения по ведению табеля учета, охране труда, аттестации рабочих мест и иные трудовые отношения между работодателем и работниками, за исключением начисления заработной платы и иных выплат, относятся к организационно-распорядительной деятельности подрядчика и не подлежат проверке заказчиком.

Отмечаем также, что нормами Закона № 94-ФЗ не установлена обязанность заказчика по привлечению независимых экспертов для проверки выполненных объемов работ.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов