О налоге на прибыль при получении унитарным предприятием имущества

Министерство финансов РФ письмо от 21.02.2017 № 03-03-06/1/9856
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение о порядке учета для целей налога на прибыль организаций доходов в виде имущества, полученного унитарным предприятием от собственника имущества этого предприятия, и сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Порядок формирования первоначальной стоимости основного средства установлен статьей 257 НК РФ, согласно положениям которой первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.

Получая имущество безвозмездно от собственника имущества этого предприятия, унитарное предприятие не несет фактических расходов по его приобретению. При этом стоимость такого имущества не учитывается при формировании налоговой базы на основании подпункта 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Кроме этого, в силу нормы пункта 2 статьи 256 НК РФ не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования.

В целях налогообложения прибыли организаций средства целевого финансирования, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименованы в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ. При этом в силу указанной нормы на получателей средств целевого финансирования возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. То есть расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.

Таким образом, если амортизируемое имущество, которое получено унитарным предприятием в оперативное управление или хозяйственное ведение, было создано за счет средств целевого бюджетного финансирования, то из совокупности вышеприведенных норм амортизация по такому имуществу не начисляется и остаточная стоимость такого имущества для целей налога на прибыль организаций, по мнению Департамента налоговой и таможенной политики, равна нулю.

В случае если амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием в оперативное управление или хозяйственное ведение, ранее находилось у другого унитарного предприятия и было им создано в рамках осуществления коммерческой деятельности, то в целях главы 25 НК РФ унитарное предприятие формирует первоначальную стоимость получаемого имущества и устанавливает срок его полезного использования по данным учета этого другого унитарного предприятия, передающего имущество, которое обязано предоставить информацию об остаточной стоимости имущества и установленном им сроке полезного использования, уменьшенном на период начисления им амортизации, руководствуясь абзацем вторым пункта 1 статьи 257 и абзацем первым пункта 1 статьи 258 НК РФ. Если в данном случае стоимостный критерий переданного по остаточной стоимости имущества меньше стоимостного критерия амортизируемого имущества, установленного пунктом 1 статьи 256 НК РФ, то такое имущество не признается амортизируемом и учитывается в составе материальных расходов в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ. При этом на основании норм данного подпункта организация вправе самостоятельно определить порядок отнесения стоимости такого имущества на расходы с учетом срока его использования и других экономических показателей.

Заместитель директора Департамента
А.А. Смирнов