1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 79

<Об учете расходов на уплату регулярных платежей за пользование недрами>

Министерство финансов РФ письмо от 03.10.2016 № 03-06-06-01/57297

Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев обращение по вопросу учета расходов на уплату регулярных платежей за пользование недрами в текущих расходах налогового и бухгалтерского учета, сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 15.06.2012 № 82н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно отмечаем следующее.

Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов», утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2011 № 125н, применяется организациями в отношении поисковых затрат, осуществляемых до того момента, когда в отношении участка недр, на котором осуществляются поиск, оценка месторождений полезных ископаемых и разведка полезных ископаемых, установлена и документально подтверждена вероятность (более вероятно, чем нет) того, что экономические выгоды от добычи полезных ископаемых превысят понесенные затраты при условии технической осуществимости добычи полезных ископаемых и при наличии у организации ресурсов, необходимых для добычи полезных ископаемых (коммерческая целесообразность добычи).

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии условий, предусмотренных пунктом 16 указанного Положения.

На основании пункта 3 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) особенности определения расходов для отдельных категорий налогоплательщиков либо расходов, произведенных в связи с определенными обстоятельствами, устанавливаются положениями главы 25 Кодекса.

Так, статьями 261 и 325 Кодекса установлены особенности налогового учета расходов на освоение природных ресурсов.

Расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера, проведение работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин.

Необходимо отметить, что перечень расходов на освоение природных ресурсов является открытым. В статьях 261 и 325 Кодекса перечислены отдельные их виды, для которых установлены особенности их признания для целей налогообложения — данные расходы учитываются равномерно в течение установленных периодов. В числе таких видов расходов нет регулярных платежей за пользование недрами.

В соответствии с положениями статей 39 и 40 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, их разведку, геологическое изучение участков недр.

Следовательно, для целей исчисления налога на прибыль организаций регулярные платежи включаются в состав расходов на освоение природных ресурсов.

В связи с этим расходы в виде регулярных платежей за пользование недрами, являющиеся в соответствии с пунктом 2 статьи 325 Кодекса общими расходами по осваиваемому участку (месторождению) в целом и носящие текущий характер, учитываются в соответствии с пунктом 1 статьи 272 и пунктом 3 статьи 325 Кодекса при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они фактически осуществлены.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
В.А. Прокаев