1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 322

<Об уменьшении налогов на страховые взносы ИП, совмещающим УСН («доходы») и ЕНВД и использующим труд наемных работников только в деятельности, облагаемой ЕНВД>

Министерство финансов РФ письмо от 19.06.2015 № 03-11-11/35806

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросам, связанным с порядком применения упрощенной системы налогообложения (далее — УСН) и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД), и на основании информации, содержащейся в обращении, сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, как производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, так и не производящие указанных выплат. 

При этом с выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам, страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями по тарифам, установленным статьей 12 Федерального закона № 212-ФЗ.

Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ.

Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 указанной статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

Таким образом, индивидуальный предприниматель, производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, осуществляет уплату страховых взносов с указанных выплат, а также уплачивает страховые взносы за себя в фиксированном размере.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 346.21 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, и налогоплательщики, применяющие ЕНВД, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена на сумму указанных расходов более чем на 50 процентов.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 346.21 и пунктом 2.1 статьи 346.32 Кодекса индивидуальные предприниматели, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

При этом на указанных индивидуальных предпринимателей ограничение в виде уменьшения суммы исчисленного налога на сумму страховых взносов не более чем на 50 процентов не распространяется.

Согласно статье 346.32 Кодекса с 1 января 2013 года индивидуальные предприниматели, производящие выплаты наемным работникам, уменьшать сумму ЕНВД на сумму уплаченных за себя страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере не вправе.

Кроме того, пунктом 7 статьи 346.26 Кодекса установлено, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

Раздельный учет при использовании двух режимов налогообложения должен производиться и по суммам уплачиваемых страховых взносов. В случае невозможности разделения расходов на уплату страховых взносов между видами предпринимательской деятельности распределение сумм страховых взносов производится пропорционально размеру доходов, полученных от соответствующих видов деятельности, в общем объеме доходов от осуществления всех видов предпринимательской деятельности.

В связи с этим индивидуальный предприниматель, применяющий одновременно ЕНВД и УСН с объектом налогообложения в виде доходов и использующий труд наемных работников только в деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу) в связи с применением упрощенной системы налогообложения на сумму уплаченных за соответствующий период страховых взносов в фиксированном размере без ограничения.

Одновременно отмечаем, что размер страховых взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определяется в порядке, установленном частью 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, — в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, — в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Индивидуальные предприниматели уплачивают фиксированные платежи единовременно за текущий календарный год в полном объеме либо частями в течение года (часть 2 статьи 16 Закона № 212-ФЗ).

Окончательная уплата страховых взносов с доходов, не превышающих 300 000 руб., должна быть произведена не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с дохода, превышающего 300 000 руб., уплачиваются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (часть 2 статьи 16 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, если по итогам года доход индивидуального предпринимателя, не производящего выплат и иных вознаграждений физическим лицам и уплачивающего фиксированный платеж, превысит 300 000 руб., такой предприниматель не позднее 1 апреля должен перечислить 1% от суммы превышения, но не более установленного максимального размера страховых взносов.

При этом данные страховые взносы в виде 1% от суммы превышения дохода индивидуальный предприниматель может уплачивать с момента превышения дохода в течение текущего года (пункт 2 части 1.1 статьи 14, часть 2 статьи 16 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, в целях применения пункта 3.1 статьи 346.21 Кодекса исчисленный за отчетный (налоговый) период авансовый платеж (налог) уменьшается на сумму страховых взносов в фиксированном размере, рассчитанном исходя из величины дохода, фактически полученного налогоплательщиком.

Кроме того, исходя из части 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ под фиксированным размером страховых взносов понимается вся сумма, подлежащая уплате индивидуальным предпринимателем, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам, за расчетный период с учетом его дохода.

Следовательно, в понятие «фиксированный платеж» также включаются страховые взносы, уплачиваемые в размере 1% от суммы дохода индивидуального предпринимателя, превышающего 300 000 руб.

Учитывая изложенное, сумма налога, уплачиваемого в связи с применением УСН с объектом налогообложения в виде доходов, может быть уменьшена индивидуальным предпринимателем, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не только на сумму уплаченного им фиксированного платежа, но и на сумму страховых взносов, уплаченных в связи с превышением годового дохода индивидуального предпринимателя.

Обращаем внимание, что порядок расчета суммы страховых взносов в фиксированном размере (фиксированных платежей), установленный частью 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, относится только к индивидуальным предпринимателям, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам, и не распространяется на деятельность индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой предприниматели производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Кроме того, обращаем внимание, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р. СААКЯН