Об уплате госпошлины при изменении организационно-правовой формы>

Министерство финансов РФ письмо от 17.06.2015 № 03-05-05-03/34999
| официальная переписка | печать

В связи с письмом по вопросу уплаты государственной пошлины за совершение регистрационных действий в отношении недвижимого имущества, связанных с преобразованием юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

В соответствии с частью 7 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 99-ФЗ) изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные до­кумен­ты, содержащие его прежнее наименование.

Таким образом, при изменении только наименования юридического лица в связи с приведением его (в части указания организационно-правовой формы) в соответствие с Федеральным законом № 99-ФЗ в актуальные записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ­ЕГРП) вносятся изменения в отношении наименования соответствующего правообладателя.

Согласно подпунк­ту 4.4 пунк­та 3 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) за внесение изменений в ­ЕГРП в случае изменения законодательства Российской Федерации государственная пошлина не уплачивается.

С учетом изложенного полагаем, что за внесение изменений в ­ЕГРП в случае изменения наименования соответствующего юридического лица (правообладателя), связанного с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ, государственная пошлина уплачиваться не должна.

По вопросу уплаты государственной пошлины в случае, если преобразование юридического лица не связано с изменением законодательства Российской Федерации, необходимо отметить следующее.

Согласно пунк­ту 4 статьи 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

В соответствии с пунк­том 5 статьи 58 и пунк­том 2 статьи 59 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными до­кумен­тами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Непредставление вместе с учредительными до­кумен­тами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № ­129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо — прекратившим свою ­деятельность.

Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме преобразования прекращаются права реорганизуемого юридического лица и в порядке универсального правопреемства возникают права у вновь образованного юридического лица.

На основании части 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации перехода права к вновь образованному юридическому лицу являются решение о реорганизации юридического лица и передаточный акт.

Следовательно, при преобразовании юридического лица, которому на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, переходящие в порядке правопреемства в собственность созданного юридического лица, необходима государственная регистрация перехода права собственности к вновь образованному юридическому лицу на данные объекты недвижимого имущества.

За государственную регистрацию перехода права собственности на недвижимое имущество к вновь образованному юридическому лицу в порядке правопреемства должна уплачиваться государственная пошлина в размерах, установленных подпунк­том 22 пунк­та 1 статьи 333.33 Кодекса, как за государственную регистрацию прав.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
В. Прокаев