Об исчислении налога на имущество организаций, налога на прибыль и НДС при приобретении у подрядных организаций работ по модернизации и переоборудованию инженерных систем

Министерство финансов РФ письмо от 03.06.2015 № 03-07-10/31969
| официальная переписка | печать

В связи с письмом по вопросам налогообложения при приобретении у подрядных организаций работ, связанных с модернизацией и переоборудованием инженерных систем, относящихся к общему имуществу, а также отражения в бухгалтерском учете понесенных обществом расходов Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики с учетом мнения Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности сообщает.

В соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 375 Кодекса при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В случае если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества для целей налогообложения налогом на имущество организаций определяется с 1 января 2015 года без учета таких затрат.

Согласно пункту 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности.

На основании Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» инженерные системы являются неотъемлемой частью здания (сооружения).

Пунктом 6 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н, единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

При этом в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Кроме того, обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 27 указанных ПБУ 6/01 «Учет основных средств» затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.

Необходимо также иметь в виду, что в отношении административно-офисных зданий и помещений установлены особенности исчисления налоговой базы в соответствии со статьей 378.2 Кодекса исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества.

Что касается налога на прибыль организаций, то исходя из положений пункта 1 статьи 257 Кодекса объект основных средств принимается к учету по первоначальной стоимости, в которую включаются суммы расходов, в частности, на его сооружение и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, без налога на добавленную стоимость. Первоначальная стоимость основных средств изменяется, в частности, в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения и по иным аналогичным основаниям (пункт 2 статьи 257 Кодекса).

Статьей 268 Кодекса установлено, что при реализации амортизируемого имущества выручка от реализации уменьшается на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктом 1 статьи 257 Кодекса.

Если остаточная стоимость амортизируемого имущества, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 268 Кодекса, с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения в следующем порядке: полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.

Что касается применения вычетов по налогу на добавленную стоимость, предъявленному подрядными организациями по работам, связанным с модернизацией и переоборудованием инженерных систем, относящихся к общему имуществу, в сумме, соразмерной доле организации в общем имуществе, то указанные вычеты производятся в порядке и на условиях, предусмотренных нормами статей 171 и 172 Кодекса, на основании счетов-фактур, выставленных подрядными организациями, после принятия выполненных работ на учет и при наличии соответствующих первичных документов.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. ТРУНИН