Об установлении предельных размеров торговых надбавок в субъектах Российской Федерации

Федеральная антимонопольная служба письмо от 17.04.2015 № ИА/18706/15
| официальная переписка | печать

Федеральная антимонопольная служба располагает информацией, что в ряде субъектов Российской Федерации органами исполнительной власти приняты нормативные правовые акты, которыми в соответствующих регионах Российской Федерации устанавливаются предельные размеры торговых надбавок к ценам на отдельные виды продовольственных товаров.

По результатам анализа указанных выше нормативных правовых актов, принятых на уровне субъектов Российской Федерации, ФАС России установила следующее.

Исходя из содержания нормативных правовых актов, часть из них являются обязательными для исполнения определенным кругом лиц (предприятиями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оптовую и/или розничную торговлю на территории соответствующего субъекта Российской Федерации).

Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации соответст­вующие нормативные правовые акты носят рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения.

В связи с этим ФАС России считает необходимым дать следующие разъяснения требований законодательства относительно данного вопроса.

Что касается нормативных правовых актов, носящих обязательный характер, сообщаем следующее.

Согласно пунк­ту 4 статьи 8 Федерального закона от 18.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), осуществ­ляется в случаях, предусмотренных федеральными законами и в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Государственное регулирование цен на продовольственные товары в Российской Федерации осуществ­ляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221, утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в том числе:

— снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов;

— наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтех­училищах, средних специальных и высших учебных заведениях;

— торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).

Таким образом, принятие органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, которыми вводится государственное регулирование торговых надбавок к ценам на отдельные виды товаров (в том числе установление их предельных уровней), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, противоречит федеральному законодательству.

Кроме того, действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по принятию таких актов могут нарушать запрет, установленный статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привес­ти к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), и являться основанием для возбуждения дела по признакам нарушения части 1 статьи 15 названного закона.

Таким образом, указанные нормативные правовые акты подлежат отмене как противоречащие действующему законодательству.

Что касается нормативных правовых актов, носящих рекомендательный характер, ФАС России обращает внимание, что в случае установления антимонопольным органом факта реализации участниками рынка оптовой и/или розничной торговли данных рекомендаций, действия органов исполнительной влас­ти субъектов Российской Федерации по принятию таких актов также могут быть квалифицированы как нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В целях предупреждения подобных нарушений в субъектах Российской Федерации Федеральная антимонопольная служба в порядке информирования направляет настоящее письмо и просит учесть изложенное при осуществлении своей деятельности.

И. ­Артемьев