1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 306

<Об определении вида фактического использования недвижимости для исчисления налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости>

Министерство финансов РФ письмо от 09.02.2015 № 03-05-04-01/5412

Вопрос: Об определении вида фактического использования недвижимости для исчисления налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости; о классификации недвижимости при оказании услуг по ремонту автотранспортных средств; об исчислении налога на имущество организаций за 2014 г., если недвижимое имущество, включенное в перечень имущества, облагаемого исходя из кадастровой стоимости, было разделено.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения объектов недвижимого имущества, облагаемых по кадастровой стоимости в рамках статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и сообщает.

1. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 Кодекса и определяются законами субъектов Российской Федерации, в том числе в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом) установлены пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Кодекса.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 Кодекса фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Кроме того, пунктом 9 статьи 378.2 Кодекса установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с переходными положениями Федерального закона от 02.11.2013 № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 307-ФЗ) до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378.2 Кодекса, установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Федерального закона № 307-ФЗ).

По вопросу классификации объектов недвижимого имущества в зависимости от оказываемых услуг населению и видов экономической деятельности следует руководствоваться Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) ОК 002-93, Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - Классификаторы).

Так, согласно ОКУН, действие которого продлено до 1 января 2016 года, услуги по ремонту автотранспортных средств отнесены к бытовым услугам (код 01 по ОКУН), то есть к услугам, оказываемым физическим лицам. Согласно ОКВЭД 2 и ОКПД 2 услуги по ремонту автотранспортных средств отнесены к разделу G «Услуги по оптовой и розничной торговле; услуги по ремонту автотранспортных средств и мотоциклов» и классифицированы независимо от того, как оказывается услуга: физическому лицу напрямую или по договору со страховой компанией.

При этом Росстандарт является ответственным федеральным органом исполнительной власти по ведению Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН) в соответствии с Положением о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677.

В связи с последующей отменой ОКУН пунктом 2.33 Плана мероприятий по формированию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствованию и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов (утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации 31.07.2014 № 4970п-П10) определены ответственные исполнителями по разработке проектов собирательных группировок к ОКПД 2 и ОКВЭД 2: Минпромторг России в части собирательной группировки «Бытовые услуги», Росстат и Росстандарт в части собирательной группировки «Платные услуги населению».

Поэтому по вопросу применения указанных Классификаторов необходимо обращаться в указанные федеральные органы исполнительной власти.

2. Согласно пункту 7 статьи 378.2 Кодекса установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет (с учетом условий, установленных пунктами 3, 4 и 5 статьи 378.2 Кодекса) на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса (далее - Перечень), направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, не включенные в Перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в Перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено этим пунктом. В случае если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным настоящей статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет (абзац второй пункта 10 статьи 378.2 Кодекса в редакции от 02.04.2014). Данный порядок вступил в действие с 1 января 2015 года.

Что касается 2014 года, то в силу пункта 10 статьи 378.2 Кодекса (в редакции, действовавшей до 1 января 2014 года) выявленные в течение налогового периода года объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, не включенные в Перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в Перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период.

Поэтому в случае, если в течение 2014 года в результате раздела изменились кадастровый номер, кадастровая стоимость и площадь объекта недвижимого имущества, включенного в Перечень, полагаем, что в отношении этого объекта налоговая база исчисляется за 2014 год по кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 1-е число 2014 года, с учетом положений пункта 5 статьи 382 Кодекса (то есть с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых данный объект недвижимого имущества находился в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом периоде).

В отношении вновь образованных в 2014 году объектов недвижимого имущества в результате раздела объекта недвижимого имущества, включенного в Перечень, налоговая база исчисляется в порядке, установленном пунктом 1 статьи 375 Кодекса, то есть исходя из среднегодовой стоимости этих объектов недвижимого имущества.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. ТРУНИН