1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 794

<Об учете в целях налога на прибыль разовых платежей (взносов) по договорам добровольного страхования жизни>

Министерство финансов РФ письмо от 13.01.2014 № 03-03-06/1/230

Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль разовых платежей (взносов) по договорам добровольного страхования жизни, а также страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета платежей (взносов) по договорам добровольного страхования жизни для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

В соответствии с п. 16 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к расходам на оплату труда в целях гл. 25 НК РФ относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, суммы взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.

Согласно указанному пункту данной статьи НК РФ в случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) указанные суммы относятся к расходам на оплату труда, в частности, по договорам страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет с российскими страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, и в течение этих пяти лет не предусматривают страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов, за исключением страховых выплат в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица.

Совокупная сумма взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, и платежей (взносов) работодателей, выплачиваемых по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда.

Порядок учета расходов по обязательному и добровольному страхованию (негосударственному пенсионному обеспечению) в составе расходов установлен п. 6 ст. 272 НК РФ, согласно которому расходы по обязательному и добровольному страхованию (негосударственному пенсионному обеспечению) признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых (пенсионных) взносов. Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страхового (пенсионного) взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде. Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страховой премии (пенсионного взноса) в рассрочку, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Таким образом, расходы в виде разовых платежей (взносов) по договорам страхования жизни учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в качестве расходов на оплату труда при выполнении требований, предусмотренных п. 16 ст. 255 НК РФ, равномерно в течение срока действия договора, начиная с того отчетного периода, в котором перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату этих взносов.

Что касается Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2012 № 9061/12, то в нем рассматривается частный вопрос периода признания расходов работодателя в виде пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, учет которых осуществляется на солидарном счете и которые впоследствии зачисляются на именной пенсионный счет работника (участника). Однако в указанном Постановлении Президиум ВАС РФ отмечает, что взносы работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным в пользу работников с негосударственными пенсионными фондами, подлежат учету в составе расходов на оплату труда только при соблюдении условий, установленных п. 16 ст. 255 НК РФ (аналогичная правовая позиция Президиума ВАС РФ изложена в Постановлении от 20.11.2007 № 6074/07), а порядок признания расходов при методе начисления в отношении в том числе расходов по негосударственному пенсионному обеспечению определяется п. 6 ст. 272 НК РФ.

Таким образом, позиция Департамента о том, что п. 6 ст. 272 НК РФ применяется при учете страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения в составе расходов на оплату труда с учетом п. 4 ст. 272 НК РФ, не противоречит позиции Президиума ВАС РФ.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. Трунин