1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 525

<Об организации работы по мониторингу законодательства Российской Федерации>

Федеральная налоговая служба письмо от 12.11.2013 № ЕД-4-3/20205@

В целях организации работы по мониторингу законодательства субъектов Российской Федерации об установлении размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (далее — потенциальный годовой доход) по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых на территории субъекта введена патентная система налогообложения (далее — ПСН), Федеральная налоговая служба сообщает следующее.

Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются размеры потенциального годового дохода по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН. При этом субъектам Российской Федерации предоставлено право дифференцировать потенциальный годовой доход в соответствии с пунктом 8 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) с определенными ограничениями:

Во-первых, разрешается дифференцировать виды предпринимательской деятельности, указанные в пункте 2 статьи 346.43 Кодекса. Однако делать это можно только в том случае, если такая дифференциация предусмотрена Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163 или Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) (ОКВЭД), утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст.

Так, подпунктом 10 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса предусмотрено применение ПСН в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, а подпунктом 11 пункта 2 указанной статьи — в отношении оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

ОКВЭД автотранспортные услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом подразделяются на «Внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию» (код 60.21.11), «Пригородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию» (код 60.21.12), «Междугородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию» (код 60.21.13), «Международные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию» (код 60.21.14), «Деятельность такси» (код 60.22).

Деятельность автомобильного грузового транспорта подразделяется на «Деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта» (код 60.24.1) и «Деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта» (код 60.24.2).

В связи с этим, при утверждении потенциального годового дохода при оказании автотранспортных услуг возможна его дифференциация с учетом названных положений ОКВЭД.

Дифференциация автотранспортных услуг в зависимости от грузоподъемности транспортного средства или от количества посадочных мест названными Общероссийскими классификаторами не предусмотрена и поэтому для целей главы 26.5 «Патентная система налогообложения» Кодекса применяться не должна.

При утверждении потенциального годового дохода по виду предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по сдаче в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности (подпункт 19 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса), субъекты Российской Федерации могут его дифференцировать согласно ОКУН на услуги:

— по аренде жилого фонда (код 803101);

— по аренде нежилого фонда (код 803102).

Во-вторых, устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, при осуществлении которых возможно применение ПСН. При этом указанные виды деятельности должны относиться к бытовым услугам в соответствии с ОКУН.

К примеру, ПСН может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по ремонту мебели (подпункт 7 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса) и в сфере оказания услуг по ремонту жилья и других построек (подпункт 12 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса).

ОКУН предусмотрен раздел бытовых услуг по изготовлению и ремонту мебели (код 014000), в котором выделены услуги по изготовлению мебели (код 014100) и услуги по ремонту мебели (код 014200). В разделе бытовых услуг по ремонту и строительству жилья и других построек (код 016000) выделены услуги по ремонту жилья и других построек (код 016100) и строительству жилья и других построек (код 016200).

Поэтому субъекты Российской Федерации при принятии законов о ПСН могут предусматривать в составе дополнительного перечня видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам, в отношении которых применяется данная система налогообложения, услуги по изготовлению мебели и услуги по строительству жилья и других построек.

В-третьих, устанавливать размер потенциального годового дохода в зависимости от средней численности наемных работников, количества транспортных средств, количества обособленных объектов (площадей) (в отношении сдачи в аренду помещений розничной торговли и услуг общепита).

При этом обращаем внимание, что возможность дифференциации потенциального годового дохода в зависимости от места ведения предпринимательской деятельности главой 26.5 Кодекса не предусмотрена, поэтому субъекты Российской Федерации не вправе вводить такие градации.

В-четвертых, увеличивать максимальный размер потенциального годового дохода:

— не более чем в 3 раза — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 9, 10, 11, 32, 33, 38, 42, 43 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса;

— не более чем в 5 раз — по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, осуществляемым на территории города с численностью населения более 1 млн. человек;

— не более чем в 10 раз — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 19, 45—47 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса.

Таким образом, по видам предпринимательской деятельности, осуществляемым на территории города с численностью населения более 1 млн. человек, субъекты Российской Федерации вправе устанавливать размер потенциального годового дохода не более 5 млн. руб. При этом потенциальный годовой доход по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 19, 45—47 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса, может быть увеличен до 10 млн. руб. — не более чем в 10 раз по сравнению с максимальным размером, предусмотренным пунктом 7 статьи 346.43 Кодекса.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 6 Кодекса нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Кодексу, если такой акт отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов или иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений Кодекса. Признание нормативного правового акта не соответствующим Кодексу осуществляется в судебном порядке. При этом исполнительный орган местного самоуправления, принявший указанный акт, либо его вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.

В этой связи ФНС России поручает Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации в срок до 01.12.2013 провести анализ принятых на территории их субъектов законов на предмет соблюдения вышеуказанных ограничений. В случае выявления несоответствий положениям Кодекса проинформировать об этом законодательные органы и при необходимости оказать содействие в подготовке соответствующих изменений в целях их устранения.

При этом обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 4.2 приказа ФНС России от 15.01.2013 № ММВ-7-3/9@ «Об утверждении Классификатора видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом субъекта Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения (КВПДП)» Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации должны обеспечить представление в адрес Управления налогообложения юридических лиц сведений о необходимых изменениях Классификатора КВПДП в части, касающейся субъекта Российской Федерации, в соответствии со структурой Классификатора КВПДП в пятидневный срок с даты официального опубликования закона субъекта Российской Федерации, согласно которому вносятся изменения в Классификатор КВПДП.

В целях оперативной доработки программного обеспечения просим одновременно направлять указанные изменения в адрес ФГУП ГНИВЦ ФНС России.

Действительный государственный советник
Российской Федерации 3 класса Д.В. ЕГОРОВ