О критериях, определяющих наличие постоянного представительства

Министерство финансов РФ письмо от 19.08.2013 № 03-08-05/33673
| официальная переписка | печать

О порядке образования постоянного учреждения (представительства) российской организации, оказывающей консультационные услуги на территории Республики Казахстан, а также о налогообложении налогом на прибыль доходов от оказания таких услуг.

Департамент налоговой и тамо­женно-тарифной политики в связи с вопросами о порядке налогообложения доходов российской организации от оказания консультационных услуг на территории Республики Казахстан и о создании при этом постоянного представительства в Республике Казахстан сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 5 «Постоянное учреждение (представительство)» Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996 (далее — Конвенция) термин «постоянное учреждение (представительство)» означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного договаривающегося государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве.

Следует учитывать, что при применении Конвенции компетентные органы договаривающихся государств руководствуются, в частности, комментариями к модели Конвенции по налогам и доходам на капитал Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Так, согласно данным комментариям основным критерием, определяющим, приводит ли осуществ­ление той или иной деятельности к образованию постоянного представительства, является критерий регулярности такой деятельности на территории другого государства.

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с данными комментариями определение понятия постоянного представительства как постоянного места бизнеса, через которое предприятие проводит всю или часть своей коммерческой деятельности, содержит:

— существование места бизнеса;

— место бизнеса должно быть фиксированным, то есть должно быть установлено в определенном месте с определенной степенью постоянства;

— осуществление коммерческой деятельности предприятия через фиксированное место бизнеса с участием лиц (персонала), которые тем или иным образом зависят от предприятия и ведут бизнес предприятия в государстве, в котором находится фиксированное место бизнеса.

Если соблюдаются вышеуказанные условия, то у организации — резидента Российской Федерации, оказывающей консультационные услуги на территории Республики Казахстан, возникает постоянное учреждение в Республике Казахстан.

В соответствии с комментариями к модели ОЭСР постоянное представительство начинает свое существование с того момента, когда организация начинает осуществ­лять свою деятельность через постоянное место бизнеса. Постоянное представительство перестает существовать с момента прекращения деятельности через это представительство. Следует отметить, что такая деятельность необязательно должна быть постоянной, то есть производиться без перерыва в операциях, но при этом операции должны иметь регулярный характер.

Что касается налогообложения деятельности на территории Респуб­лики Казахстан, то, как следует из п. 1 ст. 7 «Прибыль от предпринимательской деятельности» Конвенции, прибыль российской организации от осуществляемой через постоянное учреждение деятельности на территории Респуб­лики Казахстан может подлежать налогообложению в республике Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и имеет информационно-разъяснительный характер.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. Комова