О порядке налогового учета расходов на оплату труда

Министерство финансов РФ письмо от 15.03.2006 № 03-03-04/1/234
| официальная переписка | печать

Вопрос: К расходам на оплату труда в целях гл. 25 НК РФ относятся, в частности, начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика.

Согласно ст. 178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с учетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» предусмотрено, что служба занятости занимается трудоустройством безработных граждан.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы к ней приступить (п. п. 1, 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ»).

Безработными не считаются граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо досрочная пенсия в связи с сокращением, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению (п. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ», п. 17 Постановления Правительства РФ от 22.04.1997 № 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан»).

Распространяется ли положение ст. 178 ТК РФ о выплате заработной платы за третий месяц нетрудоустройства на работников-пенсионеров, высвобождаемых в связи с сокращением численности сотрудников, и подлежат ли отнесению к расходам на оплату труда расходы организации по выплате заработной платы сокращенным работникам-пенсионерам за третий месяц нетрудоустройства, как предусмотренные нормами законодательства РФ?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогового учета расходов на оплату труда и сообщает следующее.

Статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В соответствии с п. 9 ст. 255 Кодекса в состав расходов на оплату труда включаются начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика.

Указанные начисления работникам осуществляются в соответствии со ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации. Статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Разъяснение положений трудового законодательства Российской Федерации не относится к компетенции Министерства финансов Российской Федерации.

Письмом Федеральной службы по труду и занятости от 27.10.2005 № 1754-61 налогоплательщику было разъяснено, что у органов службы занятости нет достаточных оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка в порядке ч. 2 ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации и выдачи пенсионерам соответствующих документов (справок).

Учитывая изложенное, по нашему мнению, начисления работникам-пенсионерам, высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата работников налогоплательщика, в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен, учитываются в составе расходов по оплате труда на основании п. 9 ст. 255 Кодекса.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А. Иванеев