Об отнесении процентов по долговым обязательствам к расходам

Министерство финансов РФ письмо от 08.06.2012 № 03-03-06/1/298
| официальная переписка | печать

Вопрос: Доли в уставном капитале ООО распределены между четырьмя участниками, а именно: доля в размере 47,5% принадлежит одному иностранному физическому лицу (гражданин Белоруссии); доля в размере 32,5% принадлежит второму иностранному физическому лицу (гражданин Литвы); доля в размере 15,2% принадлежит иностранному юридическому лицу «А» (Республика Кипр); доля в размере 5% принадлежит физическому лицу, гражданину Российской Федерации.

В ходе производственной деятельности ООО были заключены договоры займа с иностранной организацией «В» (Литовская Республика).

С целью обеспечения долговых обязательств ООО перед иностранной организацией «В» участники ООО заключили договор залога своих долей в уставном капитале ООО с данной иностранной организацией. В соответствии с условиями вышеуказанного договора залога иностранная организация «В» выступает в качестве залогодержателя 100% долей в уставном капитале ООО. Кроме того, участниками ООО были выданы доверенности на представителя иностранной организации «В» с правом его участия в проводимых собраниях. Обращение на доли может быть осуществлено залогодержателем только в случае нарушения ООО обязательств по возврату заемных средств.

Обязательства по возврату займа и выплате процентов ООО осуществляет самостоятельно, поручители (участники ООО) к исполнению данных обязанностей не привлекаются.

Выплаты участникам ООО как фактическим поручителям по договорам займа ООО также не осуществляются.

Будет ли в данном случае для целей исчисления налога на прибыль задолженность ООО перед иностранной организацией признаваться контролируемой задолженностью в соответствии с п. 2 ст. 269 НК РФ?

Вправе ли ООО применить правила, установленные п. п. 2 - 4 ст. 269 НК РФ, с целью переквалификации процентов, уплачиваемых ООО иностранной организации по договору займа, в дивиденды?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения п. 2 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает, что в соответствии со ст. 34.2 Кодекса Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Консультирование указанных лиц по выбору наиболее оптимального порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям Минфина России не относятся.

Одновременно сообщаем следующее.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 265 Кодекса при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитываются, в частности, расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 Кодекса.

Согласно положениям п. 2 ст. 269 Кодекса, если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству, признаваемую в соответствии с положениями п. 2 ст. 269 Кодекса контролируемой задолженностью перед иностранной организацией, и если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в 3 раза превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, с учетом положений п. 1 ст. 269 Кодекса применяются правила, установленные п. п. 2 - 4 ст. 269 Кодекса.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 269 Кодекса контролируемой задолженностью признается непогашенная задолженность:

- по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более 20% уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации, или

- по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом указанной выше иностранной организации, или

- по долговому обязательству, в отношении которого такое, указанное выше, аффилированное лицо и (или) непосредственно эта, указанная выше, иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации.

В случае если российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед неаффилированной иностранной организацией и исполнение данного долгового обязательства обеспечивает другая иностранная организация, которая владеет менее 20% уставного капитала названной российской организации, при этом указанные иностранные организации не являются аффилированными лицами, по мнению Департамента, такая непогашенная задолженность не является контролируемой в смысле п. 2 ст. 269 Кодекса.

В случае если непогашенная задолженность не является контролируемой, обязанность применять правила, установленные п. п. 2 - 4 ст. 269 Кодекса, не возникает.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. Разгулин