1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 798

<О применении пониженных ставок по ЕСН налогоплательщиками>

Министерство финансов РФ письмо от 13.02.2009 № 03-04-07-02/3

Вопрос: О применении пониженных ставок по ЕСН налогоплательщиками - родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов Севера, занимающимися традиционными отраслями хозяйствования; об отсутствии оснований для включения в расходы частнопрактикующего нотариуса при исчислении ЕСН сумм невзысканных тарифов с льготных категорий плательщиков госпошлины.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении положений гл. 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и в соответствии со ст. 34.2 Кодекса разъясняет следующее.

1. О применении пониженных ставок единого социального налога (далее - ЕСН) налогоплательщиками - родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов Севера, занимающимися традиционными отраслями хозяйствования.

В соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса объектом налогообложения ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу указанных лиц, в частности, по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Следовательно, при осуществлении выплат физическим лицам по упомянутым договорам налогоплательщиками - родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера, занимающимися традиционными отраслями хозяйствования, такие общины должны уплачивать ЕСН с указанных выплат в установленном порядке.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" деятельность указанных общин носит некоммерческий характер и осуществляется для сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

Вместе с тем для указанной категории налогоплательщиков применяются пониженные ставки ЕСН, приведенные в таблице второй п. 1 ст. 241 Кодекса, независимо от величины дохода упомянутых общин, полученного от занятия традиционными видами хозяйствования (промысла), а также от факта осуществления указанным общинами иных видов деятельности помимо традиционных видов хозяйствования (промысла). Таким образом, для принятия предложенного порядка определения налогоплательщиков - родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, применяющих пониженных ставки ЕСН, необходимо внесение изменение в Кодекс.

2. Об определении состава расходов частнопрактикующих нотариусов при формировании налогооблагаемой базы по ЕСН при совершении нотариальных действий в отношении льготных категорий плательщиков госпошлины.

Письмом Минфина России от 18.03.2005 N 03-05-01-03/21 было дано разъяснение по вопросу налогообложения доходов частнопрактикующих нотариусов. Позиция Минфина России, изложенная в п. 2 указанного разъяснения в отношении определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц указанных нотариусов, распространяется также на формирование налоговой базы таких плательщиков по ЕСН.

В соответствии с п. 3 ст. 237 Кодекса налоговая база нотариусов, занимающихся частной практикой, определяется как сумма доходов, полученных ими за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от своей профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения нотариусов, определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установленному гл. 25 Кодекса.

Согласно ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. В составе указанных расходов могут быть учтены в том числе и затраты, понесенные в целях совершения нотариальных действий, тариф за совершение которых не был взыскан. При этом суммы невзысканного тарифа не могут быть признаны затратами налогоплательщика, так как являются неполученными доходами.

Таким образом, включение суммы невзысканных тарифов с упомянутых лиц за совершение нотариальных действий для целей исчисления ЕСН в расходы, связанные с профессиональной деятельностью нотариуса, занимающегося частной практикой, по нашему мнению, неправомерно, так как приведет к двойному учету понесенных им расходов.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН