Об учёте рекламных расходов

Министерство финансов РФ письмо от 14.12.2011 № 03-03-06/1/821
| официальная переписка | печать

Организация использует фасад здания, принадлежащего ей на праве собственности, для размещения на нем наружной конструкции и баннера, на которых извещает неопределенный круг лиц о новых услугах, товарах и акциях организации. Изготовление конструкций, баннеров, а также их монтаж производятся сторонними организациями. Стоимость таких объектов превышает 40 000 руб., а срок эксплуатации, в зависимости от материалов, составляет от одного года и более.

Над входом в торговое помещение организация размещает вывеску с указанием фирменного наименования, места нахождения организации и режима работы. Вывеска размещается на металлической конструкции, закрепленной на фасаде здания. Стоимость вывески превышает 40 000 руб., расчетный срок эксплуатации составляет более одного года.

Правомерно ли рекламный баннер/конструкцию и вывески отнести к амортизируемому имуществу в целях исчисления налога на прибыль?

На основании п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В соответствии с подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

Пунктом 4 ст. 264 НК РФ установлено, что к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся в том числе расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов.

На основании п. 1 ст. 256 НК РФ для целей гл. 25 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 Кодекса и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Пра-
вительством РФ.

Таким образом, если имущество относится к амортизируемому имуществу, то организация относит к расходам на рекламу амортизационные отчисления, начисленные в соответствии с действующим порядком, если имущество к амортизируемому имуществу не относится, то расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в порядке, установленном п. 4 ст. 264 НК РФ.

В отношении учета расходов на приобретение и установку вывески с указанием фирменного наименования, юридического адреса и часов работы организации сообщаем следующее.

Пунктом 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2300-1) установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Согласно п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

Таким образом, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы является обязательным требованием, предъявляемым к вывеске Законом РФ № 2300-1, следовательно, затраты на изготовление такой вывески не относятся к расходам на рекламу.

Учитывая изложенное, если стоимость вывески, а также срок ее эксплуатации соответствуют условиям, установленным для амортизируемого имущества, затраты организации на изготовление/приобретение и монтаж такой вывески учитываются для целей налогообложения прибыли через механизм амортизации в составе расходов, связанных в производством и реализацией.