Об исключении здания общежития из состава ОС

Министерство финансов РФ письмо от 29.09.2011 № 03-05-05-01/79
| официальная переписка | печать

Вопрос: ОАО уплачивает налог на имущество организаций как собственник здания (общежития). ОАО было преобразовано из государственной организации. По плану приватизации указанное здание было включено в уставный капитал ОАО.

ОАО обратилось в управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание общежития. В государственной регистрации права на недвижимое имущество ОАО было отказано.

Арбитражным судом в удовлетворении требований ОАО о признании незаконным отказа управления Федеральной регистрационной службы в государственной регистрации права на недвижимое имущество было отказано. Суд установил, что сделка по приватизации в части включения в уставный капитал ОАО здания общежития является недействительной (ничтожной) и не имеет юридических последствий. Данное здание отнесено к ведению органов местного самоуправления в силу закона.

В связи с тем что здание общежития учитывалось на балансе ОАО в качестве объекта основных средств на основании акта приватизации, который является недействительным (ничтожным) в части включения в уставный капитал ОАО здания общежития, указанное здание подлежит снятию с баланса ОАО. При этом обязанность ОАО по уплате налога на имущество организаций прекращается.

Является ли решение суда основанием для исключения здания общежития из состава основных средств и прекращения обязанности ОАО по уплате налога на имущество организаций?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО о порядке учета и налогообложения включенного в уставный капитал общества при приватизации здания общежития в связи с признанием судом законным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости по причине недействительности (ничтожности) сделки приватизации и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

В соответствии со ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Кодекса.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

Согласно п. 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. При этом выбытие объекта основных средств имеет место в случае: продажи; прекращения использования вследствие морального или физического износа; ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд; передачи по договору мены, дарения; внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности; выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции; в иных случаях.

Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся (п. 31 ПБУ 6/01).

Полагаем, что решение суда о признании законным отказа в государственной регистрации права организации на объект недвижимости в связи с недействительностью (ничтожностью) сделки по приватизации является основанием для списания в отчетном периоде, в котором судом принято указанное решение, объекта недвижимого имущества из состава основных средств и, следовательно, прекращения обязанности по уплате налога на имущество организаций.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. Разгулин