О порядке определения срока полезного использования товарных знаков и телевизионных роликов

Министерство финансов РФ письмо от 05.08.2011 № 03-03-06/1/454
| официальная переписка | печать

Вопрос: Организация на основании заключенных договоров приобретает исключительные права на товарные знаки продукции и телевизионные ролики, необходимые для рекламы продукции организации.

Каких-либо ограничений по использованию вышеуказанных товарных знаков и телевизионных роликов договорами не предусмотрено.

По оценкам специалистов по маркетингу, рассматриваемые нематериальные активы будут использоваться организацией в течение 2 - 3 лет, так как концепция по производству, продвижению продукции организации постоянно изменяется.

Может ли организация в целях исчисления налога на прибыль установить для товарных знаков продукции и телевизионных роликов срок полезного использования равным 2 - 3 годам?

По истечении 3 лет с даты ввода в эксплуатацию использование указанных нематериальных активов в деятельности организации прекращается. Может ли организация включить в состав внереализационных расходов при исчислении налога на прибыль расходы в виде сумм недоначисленной амортизации на основании пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке определения срока полезного использования товарных знаков и телевизионных роликов в целях налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемым имуществом в целях гл. 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

В соответствии с п. 3 ст. 257 Кодекса в целях налогообложения прибыли организаций нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Пунктом 2 ст. 258 Кодекса предусмотрено, что определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика).

Учитывая изложенное, исключительные права на товарные знаки и телевизионные ролики, соответствующие критериям, установленным п. 3 ст. 257 Кодекса, признаются нематериальным активом.

При этом в случаях, когда на дату ввода нематериального актива в эксплуатацию определить срок действия исключительных прав исходя из договора или гражданского законодательства Российской Федерации невозможно, срок полезного использования определяется равным 10 годам.

Учитывая изложенное, для целей налогообложения прибыли срок полезного использования указанных нематериальных активов устанавливается равным 10 годам.

Организация может реализовать нематериальный актив до окончания срока его использования, или же объект интеллектуальной собственности может быть признан непригодным к дальнейшему использованию и списан.

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 265 Кодекса расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, на списание нематериальных активов, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией.

Расходы в виде сумм недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, только по объектам амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется линейным методом. Объекты амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется нелинейным методом, выводятся из эксплуатации в порядке, установленном п. 13 ст. 259.2 Кодекса.

Таким образом, если исключительные права на товарные знаки и телевизионные ролики признаются в соответствии с положениями ст. ст. 256 и 258 Кодекса амортизируемыми нематериальными активами и налогоплательщик в своей учетной политике использует линейный метод начисления амортизации, то расходы в виде сумм недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации включаются в состав внереализационных расходов согласно пп. 8 п. 1 ст. 265 Кодекса.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В. РАЗГУЛИН