Об учете субсидий, выделяемых субъектам малого и среднего предпринимательства

Министерство финансов РФ письмо от 10.06.2011 № 03-03-06/1/340
| официальная переписка | печать

Вопрос: ООО является коммерческой организацией, уставный капитал которой на 34% состоит из вклада ГОУ ВПО, остальные 66% уставного капитала состоят из вкладов учредителей - физических лиц.

В июле 2010 г. ООО была предоставлена грантовая поддержка в виде субсидии в размере 2 000 000 руб. из средств областного бюджета как субъекту малого и среднего предпринимательства, созданному научными и образовательными учреждениями.

Основанием для предоставления грантовой поддержки в форме субсидии является постановление администрации области.

Средства гранта, в соответствии с условиями договора, были использованы по целевому назначению, а именно для реализации проекта, направленного на организацию производства и внедрение в промышленность покрытий.

Подлежат ли налогообложению налогом на прибыль полученные целевые средства в виде гранта (субсидии), если они израсходованы строго по целевому назначению?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей налогообложения прибыли организаций субсидий, выделяемых субъектам малого и среднего предпринимательства, и сообщает следующее.

Федеральным законом от 07.03.2011 N 23-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки" (далее - Закон N 23-ФЗ) установлен особый порядок учета субсидий, получаемых организациями и индивидуальными предпринимателями в рамках специальных программ финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В частности, ст. ст. 271 и 273 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) дополнены новыми п. п. 4.3 и 2.3 соответственно, согласно которым для целей налогообложения прибыли организаций средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", отражаются в составе внереализационных доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе внереализационных доходов этого налогового периода. Данный порядок учета средств финансовой поддержки не распространяется на случаи приобретения за счет указанного источника амортизируемого имущества.

В случае приобретения за счет средств финансовой поддержки амортизируемого имущества данные средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению амортизируемого имущества.

Указанный порядок учета для целей налогообложения прибыли организаций данных субсидий распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

До 2011 г. данные средства включались в состав доходов в полном объеме в периоде их поступления на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика (пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ).

По вопросу принятия субъектами малого и среднего предпринимательства к вычету налога на добавленную стоимость по приобретенным за счет предоставленной субсидии объектам ответ будет дан дополнительно.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В. РАЗГУЛИН