О применении НДС в отношении работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме

Министерство финансов РФ письмо от 17.03.2011 № 03-07-11/52
| официальная переписка | печать

Вопрос: О порядке применения НДС в отношении работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, услуг, оказываемых управляющей организацией по управлению многоквартирным домом, а также в отношении услуг по сопровождению программных продуктов, приобретенных управляющей организацией в целях осуществления своей деятельности.

Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также услуг, оказываемых управляющей организацией по управлению многоквартирным домом, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

В соответствии с пп. 30 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождена реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Согласно п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Поскольку понятие "содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме" Кодексом не предусмотрено, при определении данного понятия следует руководствоваться п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила). Данным пунктом установлено, что содержание общего имущества включает: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 Правил ответственными лицами; освещение помещений общего пользования; обеспечение температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов; меры пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Таким образом, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации вышеуказанных работ (услуг) по содержанию, а также ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемые управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Что касается работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, не предусмотренных п. 11 Правил, а также услуг, оказываемых управляющей организацией по управлению многоквартирным домом, то такие работы (услуги) подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

По вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по сопровождению программных продуктов, приобретенных управляющей организацией в целях осуществления своей деятельности, рекомендуем руководствоваться Письмом Минфина России от 01.04.2008 N 03-07-15/44.

Одновременно сообщаем, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н.А. КОМОВА