1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 1848

<О возможности применения ЕНВД при реализации ювелирных изделий>

Министерство финансов РФ письмо от 05.07.2010 № 03-11-06/3/98

Об отсутствии оснований для перевода на уплату ЕНВД деятельности по реализации организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, являющимися заказчиками по договорам подряда, ювелирных изделий, произведенных заводами из предоставленного ими сырья (давальческого сырья).

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письма по вопросу о порядке применения положений гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.

В соответствии со ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться, в частности, в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли.

Под розничной торговлей в целях применения гл. 26.3 Кодекса понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи (ст. 346.27 Кодекса).

При этом в отношении вопроса о возможности перевода на уплату единого налога на вмененный доход предпринимательской деятельности в сфере розничной реализации ювелирных изделий, произведенных по договорам подряда из сырья заказчика (продавца), необходимо иметь в виду следующее.

Исходя из п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Статьей 703 ГК РФ установлено, что по договору подряда могут выполняться работы по изготовлению или переработке (обработке) вещи либо выполняться другие работы с передачей их результатов заказчику. При этом по договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику. По договору подряда предусмотрено выполнение работ с использованием материала заказчика (ст. 713 ГК РФ).

Согласно ст. 705 ГК РФ, если иное не предусмотрено ГК РФ, иными законами или договором подряда, риск случайной гибели или случайного повреждения материалов, оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи или иного используемого для исполнения договора имущества несет предоставившая их сторона, то есть заказчик.

Таким образом, при заключении договора подряда на изготовление продукции из давальческого сырья (материала заказчика) подрядчик оказывает заказчику услугу, связанную с производством (изготовлением) новой продукции из материала заказчика.

Одновременно обращаем внимание, что согласно Государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 № 242-ст, под торговлей понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям.

Под предприятием розничной торговли понимается торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования.

Субъектом торговли признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занимающиеся торговлей и зарегистрированные в установленном порядке.

Таким образом, субъект торговли — продавец при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли осуществляет закупку и реализацию товаров покупателям (куплю-продажу), а также может оказывать сопутствующие услуги покупателям, связанные с деятельностью в сфере розничной торговли (доставка, сборка товаров и т.д.).

При изготовлении продукции в рамках договоров подряда из материала заказчика в целях дальнейшей реализации такой продукции заказчиком-продавцом через свои торговые сети не выполняется одно из главных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли — это закупка товаров в целях их дальнейшей реализации покупателям, то есть отсутствует один из этапов процесса розничной купли-продажи товаров.

Также следует отметить, что при производстве продукции по договору подряда из давальческого сырья (материала заказчика) заказчик лично изготовление товаров не осуществляет, но в процессе изготовления участвует, так как является собственником сырья и материалов, из которых производится продукция определенного вида, заказывает изделия с конкретными размерами, формами, а также принимает на себя определенные риски, связанные с производством продукции, и, кроме того, как указано в ст. 703 ГК РФ, по договору подряда, заключенному на изготовление вещи, по итогам выполнения работ подрядчик передает права на изготовленную продукцию заказчику.

При этом исходя из ст. 346.27 Кодекса реализация продукции собственного производства не признается розничной торговлей для целей применения единого налога на вмененный доход.

Учитывая изложенное, считаем, что предпринимательская деятельность по реализации заказчиками (продавцами) продукции, изготовленной по их заказам и из их материалов (из давальческого сырья) в рамках договоров подряда, в целях применения гл. 26.3 Кодекса не может быть отнесена к розничной торговле и не подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход.

Соответственно, реализация организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, являющимися заказчиками по договорам подряда, ювелирных изделий, произведенных заводами из предоставленного ими сырья (давальческого сырья), не подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Также сообщаем, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 (далее — Положение), и Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 23.03.2005 № 45н (далее — Регламент), в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства.

При этом в соответствии с Положением и Регламентом в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Кроме того, письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009.

Письменные разъяснения Минфина России не обязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами. Эти письменные разъяснения не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц.

Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России.

Письменные разъяснения, подготовленные по обращениям налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), адресованы конкретным заявителям.

Заместитель директора Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н. Комова