1. Главная / Документы / Законопроекты 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| законопроекты | печать | 3600

О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации

Законопроект № 333081-5
Дата внесения в ГД РФ: 24.02.2010
Вид закона: Федеральный закон
Статус: внесение законопроекта в ГД
Инициаторы: Депутат ГД Резник Владислав Матусович

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 18, ст. 1720; 2007, № 1, ст. 29; № 49, ст. 6067), следующие изменения:

1) преамбулу после слов «иными лицами» дополнить словами «, а также обеспечения безопасности дорожного движения посредством предупреждения совершения правонарушений»;

2) статью 1 дополнить абзацами следующего содержания:

«аккредитованные банки – кредитные организации, аккредитованные профессиональным объединением страховщиков с целью банковского обслуживания мероприятий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направленных на оплату административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения;

банковское приложение – информация, предназначенная для хранения в памяти карты обязательного страхования и позволяющая ей выполнять функции платежной карты, включая осуществление расчетов, связанных с оплатой административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения;

информационная система обязательного страхования — совокупность содержащейся в базах данных субъектов страхования информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств, создаваемая и используемая в целях обеспечения безопасности дорожного движения посредством предупреждения совершения правонарушений;

карта обязательного страхования – пластиковая карта с микропроцессором, обеспечивающая возможность идентификации водителя транспортного средства и заполнения протокола об административном правонарушении с помощью средств электронно-вычислительной техники, а также ее использования в качестве платежной карты;

обеспечения безопасности дорожного движения посредством предупреждения совершения правонарушений – система организационно-технических мероприятий, связанная с работой информационной системы обязательного страхования, направленная на повышения ответственности владельцев транспортных средств в сфере оплаты административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения;

оператор информационной системы обязательного страхования – юридическое лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы обязательного страхования, в том числе обработку информации, содержащейся в ее базах данных.»;

3) статью 3 дополнить абзацем следующего содержания:

«обеспечение безопасности дорожного движения посредством предупреждения совершения правонарушений.»;

4) пункт 2 статьи 5 дополнить после слов «порядок заключения» словами «(отказа от заключения)»;

5) статью 15 дополнить пунктом 12 следующего содержания: «12. Лицу может быть отказано в заключении договора обязательного страхования по основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе.»;

6) дополнить статьями 171; 172; 173; 174; 175; 176 следующего содержания:

«Статья 171 Информационная система обязательного страхования

1. В целях обеспечения безопасности дорожного движения посредством предупреждения совершения правонарушений в этой сфере профессиональным объединением страховщиков создается информационная система обязательного страхования.

2. Основной задачей информационной системы обязательного страхования является обеспечение доступности информации, предусмотренной статьей 172 настоящего Федерального закона, для соответствующего участника информационного обмена, с целью своевременного выявления фактов, способных служить основанием для отказа лицу в получении полиса обязательного страхования или карты обязательного страхования.

3. Обязанность по обработке информации, содержащейся в базах данных информационной системы, а также по ее эксплуатации, возлагается на профессиональное объединение страховщиков, которое выполняет функцию оператора информационной системы. Профессиональное объединение страховщиков может передать функцию оператора информационной системы специально создаваемой им для этой цели организации или лицу, с которым заключен договор об эксплуатации информационной системы.

4. Профессиональное объединение страховщиков принимает правила работы информационной системы обязательного страхования, в которых устанавливает порядок обмена информацией, вытекающий из норм настоящего Федерального закона, а также требования к необходимому для обмена информацией техническому оснащению страховщиков и их представителей.

Статья 172 Особенности обмена информацией в электронной системе
обязательного страхования

1. Органы внутренних дел обеспечивают доступность сведений об уплате водителями транспортных средств административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения для профессионального объединения страховщиков. Порядок предоставления сведений, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливается соглашением между ними.

2. Кредитные организации обязаны предоставлять органам внутренних дел сведения об оплате водителями транспортных средств административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения. Порядок предоставления сведений, предусмотренных настоящим пунктом, определяется Центральным банком Российской Федерации по согласованию с органами внутренних дел Российской Федерации и профессиональным объединением страховщиков.

3. Аккредитованные банки по запросам профессионального объединения страховщиков предоставляют сведения о наличии задолженности у держателей карты обязательного страхования по кредитам, выданным для оплаты административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения.

4. Сведения, предоставляемые в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи, составляют банковскую тайну и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Профессиональное объединение страховщиков по запросам страховщиков (их представителей), а также держателей карт обязательного страхования, предоставляет сведения об оплате водителями транспортных средств административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения, а также об отсутствии задолженности у держателей карт обязательного страхования по кредитам, выданным для оплаты административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения.

6. Страховщики (их представители) обязаны сообщать профессиональному объединению страховщиков о фактах отказа в оформлении договора обязательного страхования (выдачи карты) страхователю или лицам, указанным в договоре обязательного страхования, а также лицам, обратившимся за получением карты обязательного страхования без оформления полиса обязательного страхования.

7. Обмен сведениями между профессиональным объединением страховщиков, страховщиками (их представителями), аккредитованными банками, держателями карт обязательного страхования, осуществляется в порядке, предусмотренном правилами работы информационной системы обязательного страхования.

8. Нормы настоящего Федерального закона об информационном взаимодействии применяются в отношении информации, обрабатываемой в информационной системе обязательного страхования с особенностями, установленными настоящей статьей.

Статья 173 Карта обязательного страхования

1. Для достижения целей создания информационной системы обязательного страхования профессиональное объединение страховщиков обеспечивает выпуск карты обязательного страхования, а также запись в память карты необходимой информации. Профессиональное объединение страховщиков принимает правила использования карт обязательного страхования, в которых определяются их единые технические стандарты, в том числе, оформления, изготовления и применения, включая срок действия, за исключением правил использования банковского приложения.

2. Организационно-технические мероприятия, связанные с выпуском карты обязательного страхования могут быть переданы лицу, осуществляющему функции оператора информационной системы обязательного страхования.

3. Технические характеристики карты должны обеспечивать возможность:

1) идентификации личности водителя транспортного средства с помощью средств электронно-вычислительной техники;

2) размещения информации о содержании полиса (полисов) обязательного страхования и предоставления ее с помощью средств электронно-вычислительной техники;

3) заполнения протокола об административном правонарушении с помощью средств электронно-вычислительной техники;

4) размещения банковского приложения, которая позволит использовать ее в качестве платежной карты;

5) обеспечения безопасности хранящейся в ней информации от несанкционированного изменения.

4. Использование банковского приложения карты обязательного страхования осуществляется в соответствии с правилами для платежных карт, устанавливаемыми Банком России, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. Водитель транспортного средства наряду с полисом обязательного страхования обязан иметь при себе карту обязательного страхования. Отсутствие карты обязательного страхования у водителя влечет административную ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

6. Договор обязательного страхования не может быть заключен, а карта обязательного страхования не может быть выдана (или продлено ее действие), если у страхователя или лиц, указанных им в договоре, а также лиц, обратившихся за получением карты обязательного страхования без оформления полиса обязательного страхования, существует задолженность перед бюджетом по оплате административных штрафов, а также перед аккредитованным банком по возврату кредита, предоставленного для оплаты административных штрафов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 174 Получение карты обязательного страхования

1. При заключении договора обязательного страхования владелец транспортного средства получает карту обязательного страхования. В дополнение к документам, предусмотренным пунктом 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, при заключении договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику заявление на получение карты обязательного страхования и заявление, необходимое для открытия банковского счета в выбранном страхователем аккредитованном банке.

В случае, если владелец транспортного средства (страхователь) не является водителем, он может передать своё право на получение карты обязательного страхования одному из доверенных лиц, указанных в договоре обязательного страхования.

2. В дополнение к документам, предусмотренным пунктом 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, при заключении договора обязательного страхования в отношении лиц, указанных держателем транспортного средства в договоре обязательного страхования, страхователь представляет страховщику заявление на получение карты обязательного страхования (если она не получена) и заявление на открытие банковского счета от имени каждого из указанных лиц.

Страховщик осуществляет выдачу карты обязательного страхования на имя каждого из лиц, указанных страхователем в договоре, если они их не имеют. Страховщик осуществляет запись информации на карту обязательного страхования, каждого из лиц, указанных страхователем в договоре обязательного страхования, о внесении их в договор страхователем, если указанные лица уже владеют картами обязательного страхования.

3. При заключении договора обязательного страхования в отношении неограниченного числа лиц, карта обязательного страхования может быть выдана страховщиком только страхователю. На водителей, допущенных страхователем к управлению транспортным средством, распространяется требование пункта 5 статьи 173 настоящего Федерального закона.

4. Страховщик обязан выдать карту обязательного страхования без оформления полиса обязательного страхования любому лицу, обладающему правом на управление транспортным средством в соответствии с законодательством Российской Федерации, если им исполнены все требования настоящего Федерального закона.

Для получения карты обязательного страхования лицо, обратившееся к страховщику, представляет (заполняет) следующие документы:

а) заявление о получении карты обязательного страхования;

б) заявление на открытие банковского счета;

в) документ, удостоверяющий личность;

г) водительское удостоверение.

5. При выдаче карты обязательного страхования без оформления полиса страховщик наносит на карту обязательного страхования только ту информацию, которая предусмотрена правилами использования карт обязательного страхования, без отражения сведений о полисе обязательного страхования.

6. При заключении договора обязательного страхования, в котором страхователем является владелец транспортного средства, получение карты обязательного страхования является для него бесплатным. Расходы на выпуск карты обязательного страхования включаются в страховой тариф по обязательному страхованию.

7. Выдача карты обязательного страхования без оформления полиса, а также замена карты в случае утраты в течение срока ее действия, осуществляется за дополнительную плату. Стоимость карты в этом случае определяется профессиональным объединением страховщиков, а расходы на ее выпуск не могут быть включены в страховой тариф по обязательному страхованию.

8. Страховщик обязан обеспечить перезапись в памяти карты банковского приложения в случае отзыва Банком России лицензии аккредитованного банка. При этом на открытие нового банковского счёта страхователя распространяется порядок открытия банковского счёта при первом получении карты обязательного страхования.

Статья 175 Последствия отказа в заключении (продлении) договора
обязательного страхования и выдаче карты обязательного страхования

1. При наличии у лица, обратившегося за получением (продлением) полиса обязательного страхования (карты обязательного страхования), задолженности перед бюджетом по оплате административных штрафов, а также перед аккредитованным банком по возврату кредита, предоставленного для оплаты административных штрафов, страховщик выдаёт письменный мотивированный отказ в выдаче карты обязательного страхования и заключении или продлении договора обязательного страхования. Отказ является официальным документом, подтверждающим наличие у страховщика информации об указанной задолженности у данного лица. Форма и обязательные реквизиты этого документа устанавливаются решением профессионального объединения страховщиков.

2. Для целей разрешения споров о наличии задолженности у лица, обратившегося за получением (продлением) полиса обязательного страхования (карты обязательного страхования), моментом оплаты административных штрафов, а также возврата кредита, предоставленного для оплаты административных штрафов в соответствии с настоящим Федеральным законом, является:

1) предъявление в банк поручения на перечисление денежных средств на счет соответствующего субъекта бюджетной системы Российской Федерации или кредитной организации со счета держателя карты обязательного страхования в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

2) внесение физическим лицом в банк (в кассу) наличных денежных средств для их перечисления на счет соответствующего субъекта бюджетной системы Российской Федерации или аккредитованного банка;

3) прием организацией почтовой связи денежных средств от физического лица для доставки соответствующему субъекту бюджетной системы Российской Федерации или аккредитованному банку;

4) прием платежным агентом от физического лица денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед соответствующим субъектом бюджетной системы Российской Федерации или аккредитованным банком;

5) внесение физическим лицом в банк денежных средств для осуществления перевода без открытия банковского счета с целью их зачисления на счет соответствующего субъекта бюджетной системы Российской Федерации или аккредитованного банка.

3. Оплата административных штрафов, а также возврат кредита не признается исполненным в следующих случаях:

1) отзыва держателем карты обязательного страхования или возврата банком неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств;

2) возврата принимающей организацией наличных денежных средств, принятых для их перечисления соответствующему субъекту бюджетной системы Российской Федерации;

3) неправильного указания плательщиком в поручении на перечисление суммы платежа, номера бюджетного счета (счета кредитной организации) и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы на соответствующий счет субъекта бюджетной системы Российской Федерации (счет кредитной организации);

4) наличия на день предъявления держателем карты обязательного страхования в банк поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты штрафов (погашения кредитов) требований, которые предъявлены к его счету и в соответствии с гражданским законодательством исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.

Статья 176 Особенности отношений по заключению договора
банковского счета и использованию банковского приложения карты обязательного страхования

1. Лицо, получающее карту обязательного страхования, заключает договор банковского счета с выбранным банком из числа аккредитованных, с целью осуществления расчетов, связанных с оплатой административных штрафов. При заключении договора с банком в отношении лиц, указанных страхователем в договоре обязательного страхования, страхователь признается представителем этих лиц. Страховщик признается представителем аккредитованного банка во всех случаях заключения договора банковского счета, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Объем полномочий в рамках представительства страхователя и страховщика включает в себя полномочия, вытекающие из банковского законодательства, достаточные для открытия банковского счета, а также из законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, достаточные для осуществления процедур идентификации.

3. Требование законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, о запрете открывать счета (вклады) без личного присутствия лица, открывающего счет, или его представителя, не распространяется на отношения, связанные с открытием счета при получении карты обязательного страхования.

4. Требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и банковского законодательства об идентификации клиента признаются исполненными после идентификации страхователем лица, при осуществлении процедур, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. На страховщика (его представителя), действующего в качестве представителя лица, открывающего банковский счет, возлагается обязанность по хранению документов, предусмотренных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и банковским законодательством, связанных с идентификацией клиента, и обеспечению доступности для аккредитованного банка сведений, содержащихся в этих документах.

6. Страховщик (его представитель) несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и банковского законодательства, связанных с идентификацией личности клиента.

7. В случае недостатка денежных средств на счете лица, обязанного оплатить штраф за правонарушения в области дорожного движения, оплата может производиться за счет средств, предоставленных аккредитованным банком, в пределах лимита и на условиях им установленных.

8. Правила аккредитации банков для участия в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, принимаемые профессиональным объединением страховщиков должны предусматривать качественные и количественные требования к банкам, при исполнении которых он может быть аккредитован.

Правила аккредитации банков должны включать следующие требования:

1) о минимальной величине кредита (овердрафта), предоставляемого при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств;

2) о минимальной длительности льготного периода, в течение которого процент за пользование кредитом (овердрафтом) не взимается;

3) о максимальной процентной ставке за пользование кредитом (овердрафтом);

4) о выполнении банковским приложением функций платежной карты для осуществления расчетов по иным видам обязательств, не связанных с оплатой административных штрафов.»;

7) дополнить пункт 1 статьи 25 перед подпунктом, начинающимся словами «обеспечивает взаимодействие», новым подпунктом в следующей редакции:

«а) Обеспечивает функционирование информационной системы обязательного страхования, реализуя полномочия, предоставленные настоящим Федеральным законом;»;

8) дополнить пункт 2 статьи 25 после абзаца оканчивающегося словами «информации ограниченного доступа» новыми абзацами следующего содержания:

«исполнять функции оператора информационной системы обязательного страхования непосредственно или через создаваемое лицо;

принимать правила работы информационной системы обязательного страхования;

устанавливать единые требования к информационным системам страховщиков (их представителей), единые технические требования, предъявляемые к картам обязательного страхования, их оформлению, изготовлению и использованию, включая срок их действия, за исключением правил использования банковского приложения;

принимать правила аккредитации банков для участия в информационной системе обязательного страхования;»;

9) дополнить абзац 2 пункта 1 статьи 30 после точки новым текстом следующего содержания:

«, а также обеспечивают доступность профессиональному объединению страховщиков сведений об уплате водителями транспортных средств административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения. Обмен информацией в электронной системе обязательного страхования осуществляется в соответствии со статьей 172 настоящего Федерального закона.»;

10) внести в пункт 1 статьи 32 изменения, дополнив её после слов «страховой полис обязательного страхования» словами «, а также карту обязательного страхования».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 2002, № 18, ст. 1721) следующие изменения:

1) абзац 2 статьи 1 дополнить словами следующими словами: «предупреждение совершения правонарушений.»;

2) статью 2 дополнить абзацем следующего содержания:

«предупреждение совершения правонарушений– система организационно-технических мероприятий, связанная с работой информационной системы обязательного страхования, направленная на повышение ответственности владельцев транспортных средств в сфере оплаты административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения.»;

3) статью 5 дополнить абзацем следующего содержания:

«предупреждения совершения правонарушений.».

Статья 3

Внести в Гражданский кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 5, ст. 410; 2007, № 50, ст. 6247) следующие изменения:

1) абзац первый пункта 3 статьи 426 дополнить словами «, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами»;

2) статью 846 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. Клиент обязан заключить договор банковского счета с банком, когда это предусмотрено законом. Отношения между клиентом и банком в случае обязательного заключения договора банковского счета для клиента регулируются правилами настоящей главы.».

Статья 4

Внести в часть 2 статьи 123 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2006, № 45, ст. 4634; 2007, № 26, ст. 3089; № 31, ст. 4007; № 50, ст. 6246; 2008, № 49, ст. 5748) изменения, дополнив ее после слов «владельцев транспортного средства» словами «(карты обязательного страхования)».

Статья 5

Внести в пункт 5 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 155-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3418; 2002, № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4296; 2004, № 31, ст. 3224; 2006, № 31, ст. 3446, 3452; 2007, № 16, ст. 1831; № 31, ст. 3993, 4011; № 49, ст. 6036) изменение, дополнив его пунктом 54 следующего содержания:

«54 Кредитные организации могут открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя, в случаях, предусмотренных в федеральном законе.».

Статья 6

Дополнить статью 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 6, ст. 492; 2001, № 33, ст. 3424; 2003, № 27, ст. 2700; № 52, ст. 5033; 2004, № 27, ст. 2711; 2005, № 1, ст. 45; 2007, № 31, ст. 4011) новым абзацем следующего содержания:

«Органы внутренних дел, профессиональное объединение страховщиков, страховщики (их представители) гарантируют тайну об операциях по счетам физических лиц, сведениями о которых они располагают в связи с исполнением требований Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Статья 7

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации