О негосударственной (частной) охранной деятельности и негосударственной (частной) сыскной деятельности в Российской Федерации

Законопроект № 173181 - 3
Вид закона: Федеральный закон
Инициаторы: Вносится депутатами Государственной Думы А.И.Гуровым, П.Т.Бурдуковым, А.Г.Баскаевым, А.Г.Билаловым, В.И.Волковским, М.И.Гришанковым, Г.В.Гудковым, С.И.Загидуллиным, Н.Д.Ковалевым, А.С.Куликовым, С.А.Керимовым, В.С.Останиным, Г.И.Райковым, В.И.Черепковым, С.М.Шоршоровым
"Отклонен"
| законопроекты | печать

Настоящий Федеральный закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением негосударственной (частной) охранной деятельности (далее - охранная деятельность) и негосударственной (частной) сыскной деятельности (далее - сыскная деятельность) в Российской Федерации, определяет правовую основу, принципы и задачи указанных видов деятельности, а также порядок взаимодействия субъектов охранной и сыскной деятельности с государственными органами в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью, а также деятельность служб безопасности юридических лиц в интересах обеспечения собственной безопасности.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

охранная деятельность - лицензируемый вид деятельности по оказанию на территории Российской Федерации предусмотренных настоящим Федеральным законом охранных услуг негосударственными (частными) охранными организациями физическим и юридическим лицам на договорной (возмездной) основе;

сыскная деятельность - лицензируемый вид деятельности по оказанию на территории Российской Федерации предусмотренных настоящим Федеральным законом сыскных услуг физическим и юридическим лицам на договорной (возмездной) основе негосударственными (частными) сыскными организациями и сыщиками (индивидуальными предпринимателями);

негосударственная (частная) охранная организация (далее - охранная организация) — коммерческая организация, зарегистрированная в установленном законом порядке, имеющая лицензию на осуществление охранной деятельности и учрежденная специально для оказания охранных услуг;

негосударственная (частная) сыскная организация (далее – сыскная организация) — коммерческая организация, зарегистрированная в установленном законом порядке, имеющая лицензию на осуществление сыскной деятельности и учрежденная специально для оказания сыскных услуг;

служба безопасности – структурное подразделение, создаваемое юридическим лицом для обеспечения собственной безопасности;

охранник — гражданин Российской Федерации, прошедший специальную подготовку для работы в качестве охранника, получивший в установленном законом порядке разрешение на ношение гражданского и служебного оружия и специальных средств, удостоверение охранника и работающий в охранной организации по трудовому договору;

сыщик — гражданин Российской Федерации, работающий в сыскной организации или службе безопасности по трудовому договору или получивший в установленном законом порядке лицензию на осуществление негосударственной сыскной деятельности и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя;

охраняемое лицо – физическое лицо, заключившее с охранной организацией договор (на возмездной) на оказание охранных услуг по защите своей жизни и здоровья, а равно сотрудник юридического лица, защита жизни и здоровья которого осуществляется на основании договора, заключенного юридическим лицом с охранной организацией;

охраняемые объекты — здания, строения, сооружения, территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное движимое и недвижимое имущество, подлежащее защите от противоправных посягательств;

охранные меры — совокупность действий охранной организации по обеспечению защиты охраняемых объектов и охраны физических лиц;

пропускной режим – установленный в пределах охраняемого объекта порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;

внутриобъектовый режим — установленный в пределах охраняемого объекта порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на охраняемых объектах, в соответствии с требованиями правил внутреннего распорядка.

телохранитель – охранник, выполняющий охранные, функциональные обязанности установленные настоящим Федеральным законом, прошедший специальную подготовку для работы по защите жизни и здоровья охраняемых лиц, в том числе с использованием служебного оружия, получивший в установленном настоящим Федеральным законом порядке удостоверение телохранителя и работающий в охранной организации по трудовому договору.

удостоверение охранника - документ, выдаваемый охраннику по месту работы и подтверждающий его правовой статус охранника, и работу в соответствующей охранной организации;

удостоверение телохранителя - документ, выдаваемый телохранителю по месту работы и подтверждающий его правовой статус телохранителя, и работу в соответствующей охранной организации.

удостоверение сыщика – документ, выдаваемый сыщику по месту работы и подтверждающий его правовой статус, и работу в соответствующей сыскной организации.

Статья 2. Правовая основа охранной и сыскной деятельности

Правовую основу охранной и сыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты.

Статья 3. Основные задачи охранной и сыскной деятельности

Основными задачами охранной и сыскной деятельности являются:

обеспечение экономической безопасности предпринимательства;

оказание охранных и сыскных услуг юридическим и физическим лицам в целях защиты их прав и законных интересов;

охрана объектов и физических лиц от противоправных посягательств;

обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;

содействие правоохранительным и иным государственным органам в обеспечении правопорядка и борьбы с преступностью.

Статья 4. Принципы охранной и сыскной деятельности

Охранная и сыскная деятельность осуществляются на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов физических и юридических лиц.

ГЛАВА II. ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 5. Осуществление охранной деятельности

Охранная деятельность осуществляется юридическими лицами, учрежденными специально для занятия этим видом деятельности путем оказания охранных услуг, предусмотренных настоящим Законом.

Юридические лица вправе заниматься охранной деятельностью только при наличии лицензии, порядок предоставлении которой определен Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". Наличие у лицензиата лицензии на охранную деятельность подтверждается соответствующим документом, выдаваемым ему лицензирующим органом.

Охранная деятельность, предусмотренная настоящим Федеральным законом, не осуществляется в отношении лиц и охраняемых объектов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охране и защите федеральными органами государственной охраны.

Реализация охранной организацией охранных мер в интересах собственной безопасности осуществляется на основании приказа руководителя этой организации без создания собственной соответствующей службы.

Иностранные юридические и физические лица, а также лица без гражданства не вправе заниматься охранной деятельностью, учреждать или быть учредителями охранных организаций, иметь в доверительном управлении охранные организации.

Статья 6. Перечень дополнительных документов, представляемых соискателем лицензии на охранную деятельность в лицензионный орган для принятия решения о предоставлении лицензии

Перечень документов, необходимых для принятия решения о предоставлении лицензии на охранную деятельность, определяется Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В целях обеспечения эффективного контроля за оборотом огнестрельного оружия и специальных средств, используемых в охранной деятельности, защиты прав и законных интересов граждан соискатель лицензии на охранную деятельность наряду с документами, указанными в Федеральном законе "О лицензировании отдельных видов деятельности", предоставляет следующие дополнительные документы.

Для получения лицензии на охранную деятельность, связанную с оказанием услуг, предусмотренных пп.2-6 статьи 8 настоящего Федерального закона, юридическое лицо представляет в соответствующий лицензирующий орган документы, предусмотренные п.1 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" для юридического лица, а также:

документ, подтверждающий прохождение руководителем юридического лица специальной подготовки по программе, предусмотренной для руководителей охранных организаций;

документ, подтверждающий наличие у него высшего образования;

Для получения лицензии на охранную деятельность, связанную с оказанием услуги, предусмотренной п. 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, юридическое лицо представляет в соответствующий лицензирующий орган документы, предусмотренные п.1 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" для юридического лица, а также:

документ, подтверждающий прохождение руководителем юридического лица специальной подготовки, связанной с оказанием охранной услуги, предусмотренной п.1 статьи 8 настоящего Федерального закона, с использованием огнестрельного оружия;

документ, подтверждающий наличие у руководителя юридического лица высшего образования;

документ, содержащий сведения о квалификации работников охранной организации.

Кроме того, юридическое лицо должно подтвердить:

наличие в охранной организации не менее 5 охранников, имеющих разрешение на хранение и ношение гражданского и служебного оружия и специальных средств;

осуществление юридическим лицом охранной деятельности с использованием служебного оружия в течение не менее одного года;

отсутствие письменных уведомлений лицензирующего органа в адрес охранной организации или фактов приостановления и аннулирования упомянутых разрешений охранникам, связанных с небрежным хранением, ношением и (или) использованием служебного оружия, если это повлекло тяжкие последствия.

При оказании услуг по защите жизни и здоровья граждан лицензиат обязан заключить договор страхования ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.

Лицензии на осуществление охранной деятельности в пределах приграничной территории предоставляются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по безопасности.

Статья 7. Виды документов, подтверждающих наличие лицензии на охранную деятельность

Лицензирующий орган выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии на охранную деятельность, а именно:

документ категории «А» - подтверждающий наличие у охранной организации лицензии на осуществление охранной деятельности и подтверждающий право на оказание охранных услуг, предусмотренных пп.2-6 статьи 8 настоящего Федерального закона;

документ категории «Б» – подтверждающий наличие у охранной организации лицензии на осуществление охранной деятельности и подтверждающий право на оказание охранных услуг, предусмотренных пп.1 -6 статьи 8 настоящего Федерального закона;

Подтверждающие наличие лицензий документы, выдаваемые охранным организациям, должны иметь степень защиты документов строгой отчетности, учетную серию и номер. Указанные документы изготовляются централизованно по образцам, установленным лицензирующим органом.

Действие лицензии на охранную деятельность, выданной Министерством внутренних дел Российской Федерации, в том числе и созданными им территориальными органами внутренних дел в субъектах Российской Федерации, распространяется на всю территорию Российской Федерации.

Статья 8. Виды охранных услуг, оказываемых при осуществлении охранной деятельности

В связи с осуществлением охранной деятельности разрешается оказание следующих видов охранных услуг:

1) защита от противоправных посягательств на жизнь и здоровье физических лиц, в том числе с использованием огнестрельного оружия;

2) охрана объектов, недвижимого имущества и движимого имущества (в том числе при его транспортировке), находящегося в собственности или во владении (пользовании) на законном основании;

3) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых объектах;

4) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

5) подготовка рекомендаций клиентам по вопросам физической, технической, информационной и иной правомерной защиты от противоправных посягательств, а также защиты информации и технологий юридических и физических лиц;

6) производство работ по проектированию, монтажу, ремонту и эксплуатационному обслуживанию средств охранной сигнализации, а также средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (только при наличии соответствующей лицензии, выдаваемой уполномоченным органом исполнительной власти).

Статья 9. Заключение договора на оказание охранных услуг

Охранная организация заключает с заказчиком в письменной форме договор (на возмездной основе) на оказание охранных услуг в порядке, установленном гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом.

Документы и материалы, содержащие сведения об исполнении договора на оказание охранных услуг, подлежат хранению в охранной организации в течение пяти лет.

Запрещается заключение договора на оказание охранных услуг, предусмотренных пп.2-3 части первой статьи 8 настоящего Федерального закона, с физическими и юридическими лицами, заведомо не владеющими (не пользующимися) подлежащим охране имуществом на законном основании.

О заключении договора на оказание охранных услуг в пределах приграничной территории руководитель охранной организации обязан письменно уведомить федеральный орган исполнительной власти по безопасности, а на оказание охранных услуг в пределах 300 метров с охраняемыми объектами, защита, которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране», орган государственной охраны.

Статья 10. Документирование действий по пресечению правонарушений, выявленных в процессе осуществления охранной деятельности

При пресечении правонарушения в отношении охранника, охраняемого лица, охраняемого объекта, при задержании правонарушителей, применении гражданского и служебного оружия, специальных средств, а также физической силы, если это повлекло за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, их имуществу, охранник обязан незамедлительно сообщить об этом руководителю охранной организации и в обязательном порядке в устной или письменной форме проинформировать орган внутренних дел. Руководитель охранной организации при получении указанной информации также обязан немедленно в письменной форме проинформировать соответствующий орган внутренних дел об имевшем место правонарушении с указанием времени, места и других обстоятельств его совершения, а также о своих действиях по пресечению правонарушения и обеспечению безопасности охраняемого объекта, собственности, охранника либо охраняемого лица.

В случае обнаружения признаков преступления охранник обязан до прибытия сотрудников правоохранительных органов по возможности принять меры по сохранению следов преступления, выявлению очевидцев и фиксации их установочных данных.

Материалы об имевшем место правонарушении и о принятых мерах должны храниться в охранной организации не менее пяти лет.

Статья 11. Ограничения при осуществлении охранной деятельности

При осуществлении охранной деятельности запрещается:

скрывать факты готовящихся или совершенных преступлений независимо от интересов заказчиков;

осуществлять полномочия должностных лиц правоохранительных органов и иных уполномоченных государственных органов;

осуществлять оперативно – розыскные мероприятия;

препятствовать сотрудникам правоохранительных, в том числе таможенных, налоговых органов, федеральных органов, ведающих вопросами безопасности, а также сотрудникам других государственных органов в осуществлении полномочий, предоставленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, при предъявлении ими соответствующих документов;

использовать в охранной деятельности специальные средства, предназначенные для негласного получения информации;

совершать действия, посягающие на права, свободы и собственность граждан, а также ставящие под угрозу их жизнь и здоровье, честь и достоинство;

разглашать без согласия гражданина сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, ставшие известными в процессе осуществления охранной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

передавать кому-либо разрешение на ношение гражданского и служебного оружия и специальных средств и удостоверение охранника, телохранителя для использования их другими лицами.

В процессе осуществления охранной деятельности запрещается ношение форменной одежды со знаками различия и (или) с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.

Руководители охранной организации и охранники, телохранители не могут находиться на государственной и муниципальной службе.

Охранник, телохранитель в случае утраты разрешения на ношение гражданского и служебного оружия и специальных средств или утраты удостоверения охранника, телохранителя обязан незамедлительно проинформировать об этом руководителя охранной организации, а последний - соответствующий орган внутренних дел.

ГЛАВА III. СЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 12. Осуществление сыскной деятельности

Сыскная деятельность осуществляется сыскной организацией либо сыщиками, для которых сыскная деятельность является основным видом занятости, путем оказания сыскных услуг, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Сыскная деятельность осуществляется при наличии лицензии, порядок предоставления которой определен Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Наличие у лицензиата лицензии на сыскную деятельность подтверждается соответствующим документом, выдаваемым лицензирующим органом.

Статья 13. Перечень дополнительных документов, представляемых соискателем лицензии на сыскную деятельность в лицензионный орган для принятия решения о предоставлении лицензии

Перечень документов, необходимых для принятия решения о предоставлении лицензии на сыскную деятельность, определяется Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и настоящим Федеральным законом.

Для получения лицензии на сыскную деятельность юридическое лицо представляет в лицензирующий орган документы, предусмотренные п.1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов» для юридического лица, а также:

документ, подтверждающий прохождение руководителем юридического лица специальной подготовки по программе, предусмотренной для руководителей сыскных организаций;

документ, подтверждающий наличие у руководителя высшего профессионального (юридического) образования;

документ, содержащий сведения о квалификации работников сыскной организации.

Для получения лицензии на сыскную деятельность индивидуальный предприниматель представляет в лицензирующий орган документы, предусмотренные п.1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», для индивидуального предпринимателя, а также:

документ, подтверждающий прохождение индивидуальным предпринимателем специальной подготовки по программе предусмотренной для сыщиков;

документ, подтверждающий у него наличие юридического образования.

Статья 14. Виды сыскных услуг, оказываемых при осуществлении сыскной деятельности

В связи с осуществлением сыскной деятельности разрешается оказание следующих видов сыскных услуг:

1) сбор сведений, в том числе предметов и документов, по гражданским делам на основе договора с участниками процесса, отстаивающими в нем свои или представляемые ими права и законные интересы юридических и физических лиц;

2) сбор информации по поручению заказчика для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

3) выявление по поручению заказчика фактов и обстоятельств недобросовестной конкуренции, незаконного получения кредита, причин невыполнения долговых обязательств, незаконного получения и разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну, незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, нарушений при выпуске ценных бумаг, неправомерных действий при банкротстве;

4) установление биографических и других характеризующих личность данных об отдельных физических лицах при заключении с заказчиком трудовых и иных договоров (контрактов) с их письменного согласия;

5) поиск по поручению заказчика без вести пропавших лиц;

6) поиск по поручению заказчика утраченного имущества;

7) сбор сведений (в том числе предметов и документов) по уголовным делам на основе договора с участниками процесса, отстаивающими в нем свои или представляемые ими права и законные интересы. В течение суток с момента заключения договора с физическим или юридическим лицом на сбор таких сведений сыскная организация (сыщик) обязаны письменно уведомить об этом дознавателя, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

Статья 15. Заключение договора на оказание сыскных услуг

Сыскная организация или сыщик (индивидуальный предприниматель) заключают с заказчиком договор на оказание сыскных услуг в письменной форме в порядке, установленном гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом.

Документы и материалы, содержащие сведения об исполнении договора на оказание сыскных услуг, подлежат хранению в сыскной организации, у сыщика (индивидуального предпринимателя) в течение пяти лет.

Статья 16. Документирование сыщиком своих действий

Действия сыщика, совершаемые им при оказании сыскных услуг, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, подлежат обязательному документированию. При этом допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не нарушающих права и свободы граждан, а также не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде.

Использование сыщиком при документировании своих действий информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.

Статья 17. Ограничения при осуществлении сыскной деятельности

Сыщику запрещается:

скрывать от сотрудников правоохранительных органов ставшие ему известными в связи с исполнением обязанностей сыщика факты готовящихся или совершенных преступлений независимо от интересов заказчиков;

осуществлять полномочия должностных лиц правоохранительных органов и иных уполномоченных государственных органов;

осуществлять оперативно – розыскные мероприятия;

собирать сведения, связанные с частной жизнью, политическими и религиозными убеждениями граждан;

использовать в сыскной деятельности специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации и не предусмотренные соответствующими перечнями;

осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия соответствующих должностных лиц или граждан;

совершать действия, посягающие на права и свободы граждан;

совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение заказчика;

разглашать собранную информацию, использовать ее не в интересах заказчика, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации;

передавать кому-либо свою лицензию и (или) удостоверение сыщика для использования их другими лицами.

Руководители сыскной организации и сыщики не могут находиться на государственной и муниципальной службе.

Сыщик (индивидуальный предприниматель) в случае утраты лицензии или удостоверения сыщика обязан незамедлительно проинформировать об этом соответствующий орган внутренних дел, а сыщик, работающий по трудовому договору, – руководителя сыскной организации.

Осуществление сыщиком действий, влекущих за собой нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, а также почтовых и иных сообщений, влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

Глава IV. ПРАВОВОЙ СТАТУС ОХРАННИКА, ТЕЛОХРАНИТЕЛЯ И СЫЩИКА. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Статья 18. Правовой статус охранника и телохранителя

Охранник является работником по трудовому договору и на него распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде. Он выполняет трудовые обязанности и пользуется правами, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, при наличии удостоверения охранника и разрешения на ношение гражданского и служебного оружия и специальных средств.

Гражданин, претендующий на работу в качестве охранника, при заключении трудового договора с охранной организацией, обязан представить наряду с документами, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, также документ, подтверждающий прохождение им специальной подготовки.

Не вправе претендовать на приобретение статуса охранника и осуществлять охранную функцию лица:

не достигшие возраста 18 лет;

состоящие на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма, наркомании или токсикомании либо имеющие иное заболевание, препятствующее исполнению ими обязанностей охранника и подтвержденное заключением учреждения здравоохранения;

имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов или из государственных военизированных организаций за дисциплинарные проступки, причинившие существенный вред интересам службы, если со дня увольнения прошло менее одного года.

Охранник, выполняющий функции телохранителя по защите жизни и здоровья охраняемого лица, должен обладать статусом охранника, установленным статьей 19 настоящего Федерального закона.

Не вправе претендовать на приобретение статуса телохранителя и осуществлять защиту жизни и здоровья граждан, в том числе и с использованием огнестрельного оружия, лица:

имеющие стаж работы менее двух лет в качестве охранника, выполнявшего трудовые функции, связанные с оказанием услуг, предусмотренных пп.2-6 ст.8 настоящего Федерального закона;

имеющие стаж работы не менее одного года в качестве указанного охранника при наличии стажа работы (службы) не менее трех лет в правоохранительных органах или в государственных военизированных организациях, если его работа (служба) была связана с использованием огнестрельного оружия;

не прошедшие специальную подготовку для работы в качестве телохранителя.

Статья 19. Права охранника и телохранителя

Охранник при выполнении трудовых обязанностей имеет право:

требовать от граждан, находящихся на территории охраняемых объектов выполнения своих законных требований в связи с исполнением им обязанностей охранника;

требовать от работников, должностных лиц охраняемых объектов и других граждан, находящихся на территории охраняемых объектов соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов, и удалять, а при необходимости задерживать с применением физической силы, лиц, пытающихся проникнуть (проникших) на охраняемый объект (с объекта) в нарушение установленных правил, при оказании указанными лицами сопротивления и неповиновении;

при осуществлении пропускного режима, установленного заказчиком охраняемого объекта и доведенного до сведения своих сотрудников и посетителей проводить в случаях, предусмотренных нормами, установленными режимом и договорами на оказание охранных услуг, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, временное изъятие вещей и документов, являющихся орудиями или предметами административного правонарушения, проверку документов граждан, удостоверяющих их личность, а также документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на охраняемые объекты (с охраняемых объектов);

осуществлять досмотр транспортных средств при их въезде (выезде) на охраняемые объекты (с охраняемых объектов);

осуществлять физическое задержание лиц, совершивших правонарушения на территории охраняемого объекта, в том числе в отношении охранника или охранников и незамедлительно передавать задержанных лиц в орган внутренних дел;

препровождать, физических лиц, совершивших правонарушение на территории охраняемого объекта, в помещения охраны или в орган внутренних дел для выявления обстоятельств правонарушений;

применять в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, физическую силу, специальные средства, гражданское и служебное оружие.

Нарушение охранником законных прав и свобод граждан влечет за собой установленную законодательством ответственность.

Охранник, выполняющий функции телохранителя по защите жизни и здоровья охраняемого лица имеет право:

осуществлять защиту жизни и здоровья охраняемого лица, в том числе и с использованием гражданского и служебного оружия и специальных средств;

осуществлять физическое задержание лиц, совершивших покушения на жизнь и здоровье охраняемого лица, телохранителя, и незамедлительно передавать задержанных лиц в орган внутренних дел;

применять в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, физическую силу, специальные средства, гражданское и служебное оружие.

исполнять функциональные обязанности охранника.

Статья 20. Правовой статус сыщика

На сыщика, работающего по трудовому договору, распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде.

Сыщик (индивидуальный предприниматель) осуществляет сыскную деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Правовой статус сыщика, работающего по трудовому договору, подтверждается удостоверением сыщика, выдаваемым по месту работы, а сыщика (индивидуального предпринимателя)- лицензией на осуществление сыскной деятельности.

Гражданин, претендующий на работу в качестве сыщика, при заключении трудового договора с сыскной организацией обязан предоставить наряду с документами, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, также документы, подтверждающие прохождение специальной подготовки и документы, подтверждающие наличие у него юридического образования.

Гражданин, претендующий на занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью по оказанию сыскных услуг, обязан зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке, получить лицензию на осуществление сыскной деятельности, пройти специальную подготовку и иметь высшее, юридическое образование, либо иметь непрерывный пятилетний летний стаж работы в оперативных или следственных подразделениях государственных военизированных организаций.

Не вправе претендовать на приобретение статуса сыщика, лица, не отвечающие требованиям части третьей статьи 18 настоящего Закона.

Статья 21. Права сыщика

Сыщик имеет право:

опрашивать граждан с их согласия;

осуществлять визуальное наблюдение, в том числе с использованием технических средств, за исключением специальных технических средств, используемых в оперативно-розыскной деятельности;

получать информацию от граждан и должностных лиц с их согласия;

исследовать предметы и изучать документы с письменного согласия их владельцев;

осуществлять внешний осмотр зданий, сооружений, строений, помещений, участков местности, транспортных средств и других объектов для получения необходимой информации;

принимать меры по закреплению (фиксации) следов события;

применять в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, физическую силу и специальные средства.

Нарушение сыщиком прав и свобод граждан влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

Статья 22. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации руководителей охранных и сыскных организаций, охранников и сыщиков

Профессиональную (специальную) подготовку, переподготовку и повышение квалификации руководителей охранных и сыскных организаций, охранников (телохранителей) и сыщиков осуществляют негосударственные образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами и имеющие лицензию на образовательную деятельность.

Переподготовка руководителей охранных и сыскных организаций охранников, (телохранителей) и сыщиков, осуществляется один раз в пять лет.

Лицензирование образовательной деятельности негосударственных (частных) образовательных учреждений, имеющих намерение осуществлять профессиональную (специальную) подготовку, переподготовку и повышение квалификации руководителей охранных и сыскных организаций, охранников (телохранителей), сыщиков, и контроль за такой деятельностью осуществляют федеральный орган исполнительной власти по образованию и подчиненные ему органы, при наличии соответствующих учебных программ, согласованных с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Государственные образовательные учреждения вправе осуществлять профессиональную (специальную) подготовку, переподготовку и повышение квалификации руководителей охранных и сыскных организаций, охранников (телохранителей) и сыщиков при отсутствии условий такой подготовки негосударственными образовательными учреждениями и если это не противоречит законам и иным нормативным правовым актам, регулирующим деятельность указанных образовательных учреждений.

ГЛАВА V. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО И СЛУЖЕБНОГО ОРУЖИЯ. ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ОХРАННОЙ И СЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 23. Пределы применения физической силы, специальных средств и использование гражданского, служебного оружия и технических средств

При осуществлении охранной деятельности разрешается использование гражданского, служебного оружия, технических средств, а также применение физической силы и специальных средств.

При осуществлении сыскной деятельности разрешается применение физической силы, специальных средств и использование технических средств.

Порядок и пределы использования гражданского, служебного оружия, технических средств, применения физической силы и специальных средств, в охранной и сыскной деятельности устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Перечень видов оружия, состоящего на вооружении охранников, и порядок приобретения, учета, хранения и ношения гражданского и служебного оружия утверждается Правительством Российской Федерации.

Порядок списания и нормы положенности гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации. Нормы положенности гражданского и служебного оружия и патронов к нему должны обеспечивать соответствующий уровень подготовки охранников и эффективное выполнение охранными организациями задач охранной деятельности.

Перечень видов специальных средств, применяемых охранниками и сыщиками, утверждается Правительством Российской Федерации.

Потребность в конкретных видах, типах, моделях, количестве гражданского и служебного оружия, а также специальных средств при оказании охранных услуг определяются руководителем охранной организации.

Получение лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия, а также разрешения на хранение и ношение гражданского и служебного оружия, специальных средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Условия применения физической силы, специальных средств, гражданского и служебного оружия

При исполнении своих трудовых обязанностей охранник и телохранитель имеют право на применение физической силы, специальных средств, гражданского и служебного оружия только в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление.

В ходе осуществления сыскной деятельности сыщик имеет право на применение физической силы и специальных средств в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости, а также при задержании лица, совершившего преступление.

Охранник и телохранитель при применении физической силы, специальных средств, гражданского и служебного оружия, и сыщик при применении физической силы или специальных средств обязаны:

уведомить правонарушителя об исполнении охранником, телохранителем или сыщиком служебных обязанностей;

предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом, достаточно времени для выполнения требований охранника, телохранителя или сыщика, за исключением случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств, гражданского или служебного оружия может создать непосредственную опасность для жизни и здоровья охранника, телохранителя или сыщика, охраняемого лица или повлечь за собой иные тяжкие последствия либо когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;

стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы ущерб, причиняемый при этом, был минимальным;

обеспечить оказание лицам, получившим телесные повреждения, доврачебной помощи и немедленно сообщить о происшедшем в органы внутренних дел и учреждения здравоохранения;

в обязательном порядке сообщить в органы внутренних дел и прокуратуру обо всех случаях смерти или причинения вреда здоровью.

Применение гражданского и служебного оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинять вред третьим лицам.

Охранники, телохранители и сыщики обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств, гражданского и служебного оружия.

Такая проверка осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел.

Применение охранником физической силы, специальных средств, гражданского или служебного оружия или сыщиком физической силы, специальных средств с превышением своих полномочий, а также пределов необходимой обороны или крайней необходимости, а также превышение охранником или сыщиком мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, может повлечь за собой аннулирование органом внутренних дел соответствующего разрешения, а также иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Применение физической силы

Охранник, телохранитель и сыщик при исполнении служебных обязанностей имеют право применять физическую силу для пресечения административных правонарушений, в рамках охраняемого объекта, преступлений, задержания лиц, их совершивших, а также для преодоления сопротивления своим законным требованиям в случае, если ненасильственные способы воздействия не обеспечивают исполнение возложенных на охранника, телохранителя и сыщика обязанностей.

Статья 26. Применение специальных средств и гражданского оружия

Охранник, телохранитель имеют право применять специальные средства и гражданское оружие в случаях:

отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью либо жизни и здоровью охраняемых лиц;

пресечения преступлений в отношении охраняемых лиц и охраняемой собственности, если правонарушитель оказывает физическое или вооруженное сопротивление;

задержания лиц, застигнутых при совершении преступления против жизни и здоровья или собственности, если указанные лица пытаются скрыться либо имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление и если иными ненасильственными способами осуществить их задержание не представляется возможным;

оказания задержанными лицами сопротивления, опасного для жизни и здоровья охранника и (или) телохранителя, при провождении их в служебное помещение охраны или орган внутренних дел;

необходимости остановить на охраняемом объекте транспортное средство, водитель которого не выполнил законное требование охранника или телохранителя остановиться;

пресечения попытки завладеть специальными средствами (гражданским оружием) охранника, телохранителя.

В качестве специальных средств охранник, телохранитель при исполнении обязанностей вправе применять:

резиновые палки;

газовые баллончики;

наручники;

средства принудительной остановки транспортного средства;

служебных собак.

Порядок применения средств принудительной остановки транспорта и служебных собак определяется Правительством Российской Федерации.

Сыщик имеет право применять специальные средства в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости, а также для задержания лица, совершившего преступление, либо для пресечения попытки завладеть специальными средствами сыщика.

Перечень видов специальных средств, используемых в охранной и сыскной деятельности, утверждается Правительством Российской Федерации.

В качестве гражданского оружия охранник, телохранитель при исполнении трудовых обязанностей может применять:

огнестрельное бесствольное оружие, отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия, соответствующее нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации;

газовое оружие;

электрошоковые устройства и искровые разрядники, за исключением аэртайзеров с выбрасывающимися электродами.

Охранник, телохранитель имеют право использовать огнестрельное бесствольное оружие и газовое оружие для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять специальные средства и гражданское оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних в случае, когда их возраст очевиден или известен охраннику, телохранителю или сыщику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо вооруженного нападения, угрожающего целостности охраняемого объекта, жизни и здоровью охранника, телохранителя или сыщика, лиц охраны либо охраняемого лица.

Статья 27. Применение служебного оружия

Охранник, телохранитель имеют право применять служебное оружие в случаях:

отражения нападения на охранника, телохранителя или охраняемое лицо, если их жизнь или здоровье подвергаются непосредственной опасности;

отражения группового или вооруженного нападения на охраняемый объект, а также отражения посягательства на него, сопряженного с применением насилия, опасного для жизни или здоровья охранника, телохранителя, охраняемого лица, если другими средствами отразить указанные нападения или посягательство невозможно;

пресечения попытки завладеть служебным оружием охранника, телохранителя;

задержания лиц, застигнутых при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни и здоровья или собственности, при оказании указанными лицами вооруженного сопротивления, если другими способами и средствами задержать их невозможно.

Охранник, телохранитель имеют право применять служебное оружие для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять служебное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних в случае, когда их возраст очевиден или известен охраннику и (или) телохранителю, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо вооруженного нападения, угрожающего жизни или здоровью охранника и (или) телохранителя либо жизни и здоровью охраняемого лица, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица, в том числе в местах проведения охранных мероприятий по обеспечению в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране» безопасности объектов государственной охраны.

О каждом случае применения служебного оружия охранник, телохранитель обязаны незамедлительно информировать орган внутренних дел по месту применения служебного оружия.

Статья 28. Использование технических средств

Использование технических и иных средств при осуществлении охранной и (или) сыскной деятельности не должно нарушать права и свободы граждан, наносить вред жизни и здоровью граждан и окружающей среде.

При осуществлении охранной и (или) сыскной деятельности запрещается использование специальных технических средств, которые предназначены и разработаны для негласного получения информации правоохранительными органами Российской Федерации, а также их зарубежных аналогов.

При осуществлении охранной деятельности допускается использование технических средств охраны, а при осуществлении сыскной деятельности допускается проведение видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, использование технических и иных средств.

Перечень видов технических и иных средств, используемых при осуществлении охранной и (или) сыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

ГЛАВА VI. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 29. Служба безопасности

Юридические лица, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от их организационно – правовых форм (за исключением коммерческих организаций иностранных компаний, зарегистрированных на территории Российской Федерации, и компаний, имеющих в числе учредителей иностранных физических и юридических лиц, а также юридических лиц с особыми уставными задачами) вправе создавать службы безопасности.

Основной задачей службы безопасности является осуществление мероприятий в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона в целях обеспечения собственной безопасности юридического лица. В обязанности службы безопасности входят следующие функции:

организация мер, направленных на защиту жизни и здоровья работников юридического лица от противоправных посягательств;

сохранность имущества юридического лица, находящегося в собственности или во владении (пользовании) на законном основании, в том числе при его транспортировке;

организация и контроль пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых объектах;

оказание содействия в проверке и подборе работников юридического лица;

правомерную техническую и информационную защиту юридического лица, а также защиту информации и технологий, принадлежащих юридическому лицу, от противоправных посягательств;

оказание содействия правоохранительным органам в борьбе с преступностью, обеспечении общественной безопасности и правопорядка.

Деятельность службы безопасности регулируется уставом, утвержденным руководителем юридического лица и согласованным с соответствующими органами внутренних дел.

Учредительные документы юридического лица должны содержать сведения о наличии в структуре юридического лица службы безопасности.

Руководитель службы безопасности назначается приказом руководителя юридического лица по согласованию с органами внутренних дел.

Руководитель юридического лица, имеющий лицензию на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, назначает руководителя службы безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по безопасности.

В интересах собственной безопасности юридического лица допускается использование службами безопасности специальных и технических средств, в том числе средств оперативной радио – и телефонной связи, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также не нарушающих права и свободы граждан, за исключением тех, которые предназначены и разработаны для негласного получения информации правоохранительными органами Российской Федерации, а также их зарубежных аналогов.

Лицензии на негосударственную (частную) охранную деятельность и негосударственную (частную) сыскную деятельность юридическим лицам, создавшим службу безопасности, и руководителям указанных служб не выдаются.

Контроль и надзор за деятельностью служб безопасности осуществляется в соответствии с положениями главы IX настоящего Федерального закона.

ГЛАВА VII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОХРАННЫХ И СЫСКНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, СЫЩИКОВ И СЛУЖБ БЕЗОПАСНОСТИ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 30. Общие положения

Правоохранительным органам предоставлено право осуществлять взаимодействие с охранными и сыскными организациями, сыщиками (индивидуальными предпринимателями), службами безопасности по следующим основным направлениям:

обеспечение безопасности Российской Федерации;

охрана правопорядка и борьба с преступностью;

защита прав и законных интересов граждан и обеспечение экономической безопасности юридических лиц;

защита прав и законных интересов охранных, сыскных организаций, сыщиков, обеспечение собственной безопасности;

розыск скрывшихся преступников и поиск лиц, пропавших без вести;

розыск похищенного или утраченного имущества.

Взаимодействие охранных, сыскных организаций, сыщиков, служб безопасности с правоохранительными органами осуществляются на основании соглашений.

Правоохранительные органы на основании соглашений вправе предоставлять охранным, сыскным организациям, сыщикам, службам безопасности на основании их мотивированных письменных запросов.

В целях осуществления взаимодействия правоохранительных органов с охранными, сыскными организациями, сыщиками, службами безопасности по вопросам обеспечения безопасности Российской Федерации, охраны правопорядка и борьбы с преступностью при федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться в установленном законом порядке координационные (консультативные) советы.

Статья 31. Права и обязанности охранных, сыскных организаций, сыщиков и служб безопасности

При осуществлении взаимодействия с правоохранительными органами охранные, сыскные организации, сыщики и службы безопасности на основании соглашений вправе:

предоставлять интересующую правоохранительные органы информацию на основании соглашений об информационном обеспечении либо на основании письменных запросов указанных органов;

участвовать в совместных мероприятиях по охране правопорядка и борьбе с преступностью, оказывать содействие при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

При осуществлении взаимодействия с правоохранительными органами охранные, сыскные организации, сыщики и службы безопасности на основании соглашений обязаны:

информировать правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией о выявленных угрозах безопасности личности, обществу и государству;

сообщать в соответствующие правоохранительные органы о фактах готовящихся и совершенных преступлений и по возможности принимать меры по сохранению следов преступления;

оказывать содействие правоохранительным органам в задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, разыскиваемых преступников, а также в поиске лиц, пропавших без вести.

ГЛАВА VIII. ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОХРАННИКОВ, ТЕЛОХРАНИТЕЛЕЙ И СЫЩИКОВ

Статья 32. Правовая и социальная защита охранников, телохранителей и сыщиков

Охранники, телохранители и сыщики, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному страхованию за счет средств работодателя на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением ими своей служебной деятельности.

Средства, направляемые на обязательное страхование, в полном объеме включаются в себестоимость услуг, оказываемых охранной, сыскной организацией или сыщиком.

Статья 33. Право охранников, телохранителей и сыщиков на объединение в профессиональные союзы

Охранники, телохранители и сыщики в целях защиты своих социально-трудовых прав и интересов вправе объединяться или вступать в профессиональные союзы. Никто не вправе препятствовать профессиональным союзам охранников, телохранителей и сыщиков в их законной деятельности.

Порядок образования указанных профессиональных союзов и их компетенция определяются законодательством Российской Федерации.

Статья 34. Ответственность за несоблюдение гарантий правовой и социальной защиты охранника, телохранителя и сыщика

В случае несоблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом гарантий правовой и социальной защиты охранника, телохранителя и сыщика виновные в этом руководители охранных, сыскных организаций, государственных органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА IX. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СФЕРЕ ОХРАННОЙ И СЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 35. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, оборотом оружия в охранной и сыскной деятельности

Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему, за использованием специальных и технических средств в охранной деятельности, а также за соблюдением лицензионных требований и условий в охранной и сыскной деятельности осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации в пределах, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Должностные лица, уполномоченные осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему, за использованием специальных и технических средств в охранной деятельности, а также за соблюдением лицензионных требований и условий в охранной и сыскной деятельности, вправе требовать в пределах своей компетенции от руководителей охранных и сыскных организаций, сыщиков (индивидуальных предпринимателей) предоставления соответствующих документов и получать в письменной и устной форме информацию, необходимую для выполнения контрольных функций.

Статья 36. Надзор за охранной и сыскной деятельностью

Надзор за исполнением законодательства, регулирующего охранную и сыскную деятельность, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

ГЛАВА X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 37. Признание утратившими силу отдельных

нормативных правовых актов в связи с принятием настоящего Федерального закона

Признать утратившими силу:

Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 17, ст. 888);

постановление Верховного Совета Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2488-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 17, ст. 889).

Статья 38. Приведение нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Правительству Российской Федерации в месячный срок после вступления в силу настоящего Федерального закона внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона.

Статья 39. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации