1. Главная / Документы / Законопроекты 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| законопроекты | печать | 958

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Законопроект
Вид закона: Федеральный закон
Инициаторы: Министерство труда и социальной защиты РФ

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 14, ст. 1401; 2001, № 44, ст. 4149; 2003, № 1, ст. 13; 2008, № 18, ст. 1942, ; 2009, № 30, ст. 3739, № 52, ст. 6454; 2010, № 31, ст. 4196, № 49, ст. 6409, ; 2011, № 29, ст. 4291, , № 49, ст. 7057, ; 2012, № 50, ст. 6965) следующие изменения и дополнения:

1) третье предложение абзаца третьего пункта 2 статьи 8 изложить в следующей редакции:

«Сведения представляются в форме электронных документов в соответствии с требованиями и условиями представления в Пенсионный фонд Российской Федерации электронных документов, утверждаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.»;

2) статью 17 изложить в следующей редакции:

«Статья 17. Ответственность органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации

Руководители, а также должностные лица органов Пенсионного фонда Российской Федерации, участвующие в соответствии с настоящим Федеральным законом в сборе, хранении, передаче и использовании сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, обязаны обеспечить исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам защиты конфиденциальной информации (персональных данных). Виновные в незаконном ограничении доступа к указанным сведениям или нарушении режима защиты информации несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.»;

3) дополнить статьями 17.1 – 17.4 следующего содержания:

«Статья 17.1 Нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и ответственность за его совершение

1. Нарушением законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования признается виновное противоправное деяние (действие или бездействие) страхователя, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность (далее - правонарушение).

2. Непредставление страхователем в установленный настоящим Федеральным законом срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от суммы платежей, подлежащих уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за отчетный период.

3. Размер штрафа, подлежащего взысканию за совершенное страхователем правонарушение, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, определяется исходя из суммы платежей, подлежащих уплате за отчетный период в отношении тех застрахованных лиц, по которым не представлены сведения или представлены неполные и (или) недостоверные сведения.

2. Привлечение страхователя к ответственности за совершенное правонарушение осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

3. Привлечение организации к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной или иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

4. Страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершенное правонарушение, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня принятия решения о привлечении к ответственности истекло три года.

Статья 17.2 Порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования

1. В случае выявления правонарушения органом Пенсионного фонда Российской Федерации в течение месяца после окончания отчетного периода или в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» составляется акт о выявлении правонарушения.

2. Акт о выявлении правонарушения подписывается должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющего прием сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и проводившего выездную проверку, и страхователем (руководителем организации, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом) или его уполномоченным представителем.

Об отказе страхователя (его уполномоченного представителя) подписать акт, в нем делается соответствующая запись.

3. Акт о выявлении правонарушения в течение пяти рабочих дней с даты подписания должен быть вручен страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

4. Страхователь (его уполномоченного представитель) в случае несогласия с фактами, изложенными в акте о выявлении правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом страхователь (его уполномоченный представитель) вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

5. Акт о выявлении правонарушения, а также представленные страхователем (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 10 дней.

6. Руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации извещает о времени и месте рассмотрения акта о выявлении правонарушения страхователя, которым не представлены сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, или в отношении которого проводилась выездная проверка в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи.

7. Страхователь (его уполномоченный представитель) вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов о выявлении правонарушения. Неявка страхователя (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов о выявлении правонарушения, не является препятствием для рассмотрения материалов о выявлении правонарушения.

8. При рассмотрении материалов о выявлении правонарушения могут быть оглашены акт о выявлении правонарушения, а также письменные возражения страхователя. Отсутствие письменных возражений не лишает страхователя (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов о выявлении правонарушения.

9. В ходе рассмотрения материалов о выявлении правонарушения руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации устанавливает:

1) совершал ли страхователь нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;

2) образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

3) имеются ли основания для привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

4) наличие обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом

10. По результатам рассмотрения материалов о выявлении правонарушения руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принимает одно из следующих решений:

1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

11. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства правонарушения, совершенного привлекаемым к ответственности страхователем, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые страхователем в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение конкретного правонарушения с указанием статьи настоящего Федерального закона, предусматривающей данное правонарушение, а также подлежащий уплате штраф.

12. В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа.

13. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются срок, в течение которого страхователь, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (вышестоящему должностному лицу), а также наименование этого органа, его место нахождения и другие необходимые сведения.

14. Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 календарных дней со дня вручения его страхователю, в отношении которого принято соответствующее решение, или его уполномоченному представителю.

15. Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти рабочих дней со дня его принятия может быть вручено страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного решения по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

16. На основании вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено такое решение направляется требование об уплате штрафа.

17. Требование об уплате штрафа направляется страхователю в течение 10 календарных дней со дня вступления в силу соответствующего решения о привлечении к ответственности.

18. Требование об уплате штрафа должно содержать сведения об основаниях взыскания штрафа, о размере штрафа, сроке исполнения требования, мерах по взысканию штрафа, которые применяются в случае неисполнения требования страхователем.

19. Требование об уплате штрафа должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования.

20. Требование об уплате штрафа может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

21. В случае, если обязанность страхователя по уплате штрафа изменилась после направления требования об уплате штрафа территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обязан направить страхователю уточненное требование.

22. В случае неисполнения страхователем требования об уплате штрафа территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение одного месяца со дня истечения срока, установленного пунктом 19 настоящей статьи, обращается в суд с иском о взыскании суммы штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

23. Формы акта о выявлении правонарушения, уведомления о дате и месте рассмотрения акта о выявлении правонарушения, решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, требования об уплате штрафа, а также требования к их составлению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и выработке государственной политики в сфере социального страхования.

24. Форматы, порядок и условия направления страхователям документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Статья 17.3 Порядок обжалования актов территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и действий (бездействия) его должностных лиц

1. Акт территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, а также действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

2. Подача жалобы в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

3. Судебное обжалование акта территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, действий (бездействия) его должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи заявления в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

4. Судебное обжалование акта территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, действий (бездействия) его должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи заявления в суд общей юрисдикции.

5. Жалоба на акт территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, действия (бездействие) его должностного лица подается в письменной форме или в форме электронного документа в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или вышестоящему должностному лицу этого органа. При подаче жалобы в форме электронного документа могут использоваться информационно-телекоммуникационные сети, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. В случае приложения к жалобе подтверждающих документов данные документы также могут быть переданы в форме электронных документов. При подаче жалобы в форме электронного документа обеспечивается представление заявителю электронного документа, подтверждающего прием жалобы к рассмотрению.

6. Жалоба в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

7. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению страхователя, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим органом Пенсионного фонда Российской Федерации ( вышестоящим должностным лицом).

8. Страхователь, подавший жалобу в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (вышестоящему должностному лицу), до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления или заявления в форме электронного документа.

9. Жалоба рассматривается вышестоящим органом Пенсионного фонда Российской Федерации (вышестоящим должностным лицом).

10. По итогам рассмотрения жалобы на акт территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, действия (бездействие) его должностного лица вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (вышестоящее должностное лицо) вправе:

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить акт территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации;

3) изменить акт территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или вынести новый акт по существу.

11. Решение вышестоящего органа Пенсионного фонда Российской Федерации (вышестоящего должностного лица) в отношении жалобы принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего органа Пенсионного фонда Российской Федерации для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих органов Пенсионного фонда Российской Федерации, но не более чем на 15 календарных дней.

12. О принятом решении в течение трех рабочих дней со дня его принятия сообщается в письменной форме страхователю, подавшему жалобу.

13. В случае, если жалоба была подана в форме электронного документа, решение по такой жалобе также направляется страхователю, подавшему жалобу, в форме электронного документа, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, способом, обеспечивающим подтверждение получения решения.».

Статья 17.4 Списание безнадежных долгов по штрафам

1. Суммы штрафов, числящихся за отдельными страхователями, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списывается в порядке, установленном статьей 23 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Статья 2.

Внести в Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 30, ст. 3738; 2010, № 31, ст. 4196; № 49, ст. 6409; № 50, ст. 6597; 2011, № 1, ст. 40, № 27, ст. 3880; № 29, ст. 4291; № 49, ст. 7057; 2012, № 50, ст. 6966) следующие изменения и дополнения:

1) часть 10 статьи 15 дополнить абзацем следующего содержания:

«Расчет и сведения, указанные в пункте 1 части 9 настоящей статьи, представляются в форме электронных документов в соответствии с требованиями и условиями представления в Пенсионный фонд Российской Федерации электронных документов, утверждаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Расчет, указанный в пункте 2 части 9 настоящей статьи, представляется в форме электронного документа в соответствии с требованиями и условиями представления в Фонд социального страхования Российской Федерации электронных документов, утверждаемыми Фондом социального страхования Российской Федерации.»;

2) в статье 19:

а) в части 6 четвертое предложение исключить;

б) в части 7 слова «в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании» исключить;

3) в части 7 статьи 22 третье предложение исключить;

4) статью 29 дополнить частью 6 следующего содержания:

«6. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов электронных документов по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органом контроля за уплатой страховых взносов.»;

5) в части 2.1. статьи 37 третье предложение изложить в следующей редакции:

«Документы по требованию органа контроля за уплатой страховых взносов представляются в форме электронных документов в соответствии с требованиями и условиями представления в орган контроля за уплатой страховых взносов электронных документов, утверждаемыми органом контроля за уплатой страховых взносов.»;

6) в части 4 статьи 38 третье предложение исключить;

7) в части 13 статьи 39 третье предложение исключить;

8) в части 2 статьи 46 слова «электронном виде» заменить словами «форме электронных документов».

Статья 3.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации