Об аккредитации в Российской Федерации

Законопроект
Дата внесения в ГД РФ: 13.01.2012
Вид закона: Федеральный закон
Инициаторы: Правительство Российской Федерации
| законопроекты | печать
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами при аккредитации в обязательной и добровольной сфере.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с осуществлением аккредитации:

представительств и филиалов иностранных юридических лиц;

журналистов и корреспондентов;

медицинских организаций на право проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения;

общероссийских спортивных и региональных спортивных федераций;

арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций;

образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, реализующих в соответствии с законодательством Российской Федерации основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные образовательные программы, в отношении которых установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования, а также образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные стандарты;

научных организаций, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и дополнительные профессиональные образовательные программы, в отношении которых установлены федеральные государственные требования;

организаций по управлению правами на коллективной основе;

организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства;

в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;

экспертов и экспертных организаций, осуществляющих экспертизу информационной продукции;

юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в целях осуществления деятельности по проведению технического осмотра;

организаций, оказывающих услуги по осуществлению функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек;

организаций, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда;

органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия в отношении продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии;

специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об аккредитации

1. Законодательство Российской Федерации об аккредитации состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) аккредитация - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица либо индивидуального предпринимателя установленным критериям аккредитации, служащее официальным свидетельством его компетентности;

2) аттестат аккредитации - документ, выдаваемый национальным органом по аккредитации и подтверждающий аккредитацию в определенной области;

3) аттестация экспертов по аккредитации - подтверждение соответствия физического лица установленным требованиям и признание его компетентности участвовать в работах по аккредитации в определенной области;

4) заявитель - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, претендующие на аккредитацию либо на расширение области аккредитации;

5) аккредитованное лицо - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в порядке, установленном настоящим Федеральном законом;

6) критерии аккредитации - совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации;

7) область аккредитации - сфера деятельности юридического лица либо индивидуального предпринимателя, на выполнение которой подано заявление и (или) предоставлен аттестат аккредитации;

8) национальный орган по аккредитации – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по аккредитации в Российской Федерации;

9) эксперт по аккредитации – физическое лицо, аттестованное в установленном порядке национальным органом по аккредитации, привлекаемое национальным органом по аккредитации для проведения экспертизы в определенной области аккредитации;

10) технический эксперт – физическое лицо, обладающее специальными знаниями в определенной области аккредитации и привлекаемое национальным органом по аккредитации для консультирования по специальным областям знаний в определенной области аккредитации;

11) реестр аккредитованных лиц – система учета сведений об аккредитованных лицах;

12) реестр экспертов по аккредитации – система учета сведений об экспертах по аккредитации;

13) знак аккредитации – символ, который свидетельствует, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, применяющее этот знак, аккредитовано в национальной системе аккредитации Российской Федерации.

Статья 4. Цели и принципы аккредитации

1. Аккредитация на территории Российской Федерации осуществляется в целях:

1) обеспечения доверия к деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими деятельности по оценке соответствия;

2) создания условий для признания результатов деятельности аккредитованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по оценке соответствия внутри страны и за рубежом.

2.Аккредитация осуществляется на основе следующих принципов:

осуществление полномочий по аккредитации единым национальным органом по аккредитации;

компетентность и независимость национального органа по аккредитации;

добровольность;

открытость и доступность правил аккредитации;

недопустимость совмещения полномочий национального органа по аккредитации и полномочий учредителя;

недопустимость совмещения национальным органом по аккредитации полномочий по аккредитации и полномочий по оценке соответствия;

единство правил аккредитации и обеспечение равных условий заявителям, претендующим на получение аккредитации;

обеспечение конфиденциальности сведений, полученных в процессе осуществления деятельности по аккредитации, составляющих государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну, и использование таких сведений только в целях, для которых они предоставлены;

недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий для пользования услугами аккредитованных лиц;

создание условий для взаимного признания результатов оценки соответствия государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, а также государствами - торговыми партнерами Российской Федерации;

обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации, недопустимость установления пределов действия аттестатов об аккредитации на отдельных территориях Российской Федерации и для определенных субъектов хозяйственной деятельности.

Статья 5. Особенности аккредитации в сфере обороны и безопасности государства

1. Аккредитация организаций и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на выполнение поверки средств измерений военного и специального назначения, аттестации эталонов единиц величин и обязательной метрологической экспертизы вооружения, военной и специальной техники и технической документации на них выполняется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности государства, в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Особенности аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, авиационной техники и объектов гражданской авиации, морских и речных гражданских судов, устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами управления в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

ГЛАВА 2. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА АККРЕДИТАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 6. Национальная система аккредитации Российской Федерации

Национальная система аккредитации Российской Федерации (далее – национальная система аккредитации) включает в себя:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации;

2) национальный орган по аккредитации;

3) совет по аккредитации при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации;

4) экспертов по аккредитации и технических экспертов;

5) аккредитованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

6) государственную информационную систему в области аккредитации.

Статья 7. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации

К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, относятся:

1) утверждение критериев аккредитации и требований к аккредитованным лицам;

2) утверждение формы аттестата аккредитации и свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации;

3) утверждение форм заявления об аккредитации, заявления о переоформлении аттестата аккредитации, заявления о расширении (сокращении) области аккредитации, заявления о прекращении действия аттестата аккредитации;

4) утверждение порядка аттестации экспертов по аккредитации, квалификационных требований к экспертам по аккредитации;

5) утверждение порядка подтверждения компетентности привлекаемых национальным органом по аккредитации технических экспертов;

6) утверждение порядка привлечения, отбора экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации;

7) установление изображения знака национальной системы аккредитации и порядка его применения;

8) утверждение положения о совете по аккредитации;

9) установление порядка представления аккредитованными лицами в национальный орган по аккредитации информации о результатах своей деятельности, а также информации об изменениях состава персонала и его компетентности, технической оснащенности;

10) установление порядка проведения межлабораторных сравнительных испытаний одноименных видов продукции (материалов);

11) подготовка и представление в Правительство Российской Федерации ежегодных докладов о состоянии национальной системы аккредитации в Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

12) установления порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) аккредитованных лиц.

Статья 8. Полномочия и обязанности национального органа по аккредитации

1. К полномочиям национального органа по аккредитации относятся:

1) осуществление аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

2) осуществление контроля деятельности аккредитованных лиц;

3) проведение аттестации экспертов по аккредитации;

4) формирование и ведение реестра аккредитованных лиц и реестра экспертов по аккредитации;

5) создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области аккредитации;

6) предоставление заинтересованным лицам информации из государственной информационной системы в области аккредитации;

7) представление Российской Федерации в региональных и международных организациях по аккредитации;

8) взаимодействие с национальными органами по аккредитации иностранных государств;

9) заключение международных соглашений в пределах своей компетенции;

10) разработка программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки физических лиц, претендующих на аттестацию в качестве экспертов по аккредитации;

11) организация межлабораторных сравнительных испытаний.

2. Национальный орган по аккредитации обязан обеспечивать объективность и беспристрастность при осуществлении аккредитации.

3. Сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную охраняемую в соответствии с законодательством Российской Федерации информацию, и полученные национальным органом по аккредитации при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Совет по аккредитации

1. При федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, создается совет по аккредитации, формируемый из представителей федеральных органов исполнительной власти, общероссийских общественных организаций, объединений предпринимателей и потребителей, научных и экспертных организаций.

Представители общероссийских общественных организаций, объединений предпринимателей и потребителей, научных и экспертных организаций должны составлять не менее двух третей от общего числа членов совета по аккредитации.

2. Совет по аккредитации осуществляет следующие полномочия:

1) участвует в выработке политики и нормативном правовом регулировании в области аккредитации;

2) участвует в подготовке предложений и рекомендаций по гармонизации правил и процедур аккредитации в Российской Федерации с международными обязательствами, международными стандартами, рекомендациями международных организаций;

3) участвует в подготовке предложений по созданию условий для признания результатов деятельности аккредитованных лиц;

4) осуществляет иные функции в соответствии с положением о совете по аккредитации.

3. Совет по аккредитации действует на основании положения.

Статья 10. Эксперты по аккредитации и технические эксперты

1. Эксперты по аккредитации и технические эксперты привлекаются национальным органом по аккредитации к деятельности по аккредитации на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Экспертами по аккредитации могут быть физические лица, отвечающие установленным квалификационным требованиям, аттестованные национальным органом по аккредитации.

3. Эксперты по аккредитации принимают участие в аккредитации посредством:

проведения экспертизы документов и сведений, представленных заявителем;

участия в подготовке задания экспертной группе, осуществляющей проверку соответствия заявителя и аккредитованных лиц установленным критериям аккредитации;

проверки соответствия заявителя или аккредитованного лица установленным критериям аккредитации;

участия в проведении межлабораторных сравнительных испытаний одноименных видов продукции (материалов).

4. Технические эксперты привлекаются национальным органом по аккредитации для консультирования в специальных областях знаний, необходимых для проверки соответствия установленным критериям аккредитации заявителей и аккредитованных лиц в определенной области аккредитации.

Компетентность привлекаемых национальным органом по аккредитации технических экспертов должна быть подтверждена в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации.

5. Эксперты по аккредитации и технические эксперты должны быть компетентны и независимы от любого коммерческого, финансового или административного воздействия, которое оказывает или может оказать влияние на принимаемые национальным органом по аккредитации решения.

6. Эксперты по аккредитации и технические эксперты должны обеспечивать конфиденциальность сведений, полученных в процессе осуществления аккредитации, составляющих государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну, и использовать их только в целях, для которых такие сведения предоставлены.

7. Эксперты по аккредитации и технические эксперты в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за недостоверность или необъективность результатов их деятельности в качестве экспертов, а также нарушение требований, установленных частями 5, 6 и 7 настоящей статьи.

8. Оплата услуг экспертов по аккредитации и технических экспертов, привлекаемых национальным органом по аккредитации, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Права и обязанности аккредитованных лиц

1. Аккредитованные лица обязаны:

1) соблюдать установленные критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности;

2) представлять в национальный орган по аккредитации информацию о результатах своей деятельности, а также информацию об изменениях состава персонала и его компетентности, технической оснащенности;

3) уведомлять национальный орган по аккредитации о прекращении своей деятельности в качестве аккредитованного лица в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

2. Аккредитованные лица имеют право:

осуществлять деятельность в соответствии с областью аккредитации;

применять знак национальной системы аккредитации в установленном порядке;

подавать заявления о расширении области аккредитации либо о сокращении области аккредитации.

Статья 12. Критерии аккредитации

1. Заявитель и аккредитованные лица должны соответствовать следующим общим критериям аккредитации:

1) наличие разработанной и внедренной системы менеджмента качества в области деятельности, в отношении которой осуществляется аккредитация;

2) наличие системы учета и документирования результатов деятельности, в том числе утвержденных правил организации делопроизводства и ведения архива документов;

3) наличие находящихся в собственности или на ином законном основании помещений, сооружений, оборудования, средств измерений, других технических средств, необходимых для осуществления деятельности в соответствии с установленными правилами оценки соответствия, правилами и методами (методиками) исследований (испытаний) и измерений;

4) соответствие необходимых для осуществления деятельности в заявленной области аккредитации средств измерений, стандартных образцов и эталонов единиц величин законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений;

5) соответствие необходимого для осуществления деятельности в заявленной области аккредитации испытательного оборудования требованиям, определенным в установленных правилах оценки соответствия, правилах и методах (методиках) исследований (испытаний) и измерений;

6) наличие в штате юридического лица:

не менее трех специалистов, имеющих высшее профессиональное образование по профилю, соответствующему заявленной области аккредитации, и стаж работы в заявленной области аккредитации не менее трех лет;

не менее одного специалиста, имеющего высшее профессиональное образование по профилю, соответствующему заявленной области аккредитации, и стаж работы в заявленной области аккредитации не менее трех лет, и не менее двух специалистов, имеющих среднее профессиональное образование и профессиональную подготовку по профилю, соответствующему заявленной области аккредитации, и стаж работы в заявленной области аккредитации не менее пяти лет.

7) наличие у индивидуального предпринимателя высшего профессионального образования по профилю, соответствующему заявленной области аккредитации, и стажа работы в заявленной области аккредитации не менее трех лет и не менее чем у двух работников:

высшего профессионального образования по профилю, соответствующему заявленной области аккредитации, и стажа работы в заявленной области аккредитации не менее трех лет

среднего профессионального образования и профессиональной подготовки по профилю, соответствующему заявленной области аккредитации, и стажа работы в заявленной области аккредитации не менее пяти лет, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

2. Законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности могут быть установлены отличные критерии аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

3. Специальные критерии аккредитации и требования к аккредитованным лицам устанавливаются на основании международных стандартов федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации.

4. Аккредитованные лица и их сотрудники не должны состоять в гражданско-правовых и (или) трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляется деятельность в соответствии с областью аккредитации, и не должны являться аффилированными по отношению к лицам, в отношении которых осуществляется деятельность в соответствии с областью аккредитации.

ГЛАВА 3. ПРАВИЛА И ОРГАНИЗАЦИЯ АККРЕДИТАЦИИ

Статья 13. Требования к порядку представления заявителем заявления и документов, необходимых для получения аттестата аккредитации, и их приема национальным органом по аккредитации

1. Заявителем может быть любое зарегистрированное в установленном законодательством Российской Федерации порядке на ее территории юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, претендующее на аккредитацию либо расширение области аккредитации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

2. Для получения аттестата аккредитации заявитель представляет по установленной форме в национальный орган по аккредитации заявление о предоставлении аттестата аккредитации, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным лицом, имеющим право действовать от имени этого юридического лица, либо индивидуальным предпринимателем.

3. В заявлении указываются:

1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, а также номера телефона и адреса электронной почты (в случае, если имеется) юридического лица;

2) фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется) индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, а также номера телефона и адреса электронной почты (в случае, если имеется) индивидуального предпринимателя;

3) идентификационный номер налогоплательщика;

4) область аккредитации с указанием форм и объектов оценки соответствия, видов работ и (или) услуг по обеспечению единства измерений, документов в области стандартизации, содержащих проверяемые требования, методы (методики) испытаний и измерений.

4. В заявлении о предоставлении аттестата аккредитации заявитель может указать просьбу о направлении ему в электронной форме информации по вопросам аккредитации.

5. К заявлению о предоставлении аттестата аккредитации прилагаются:

1) руководство по качеству;

2) описание системы учета и документирования результатов деятельности;

3) правила организации делопроизводства и ведения архива документов, касающихся осуществления деятельности в заявленной области аккредитации;

4) документы, подтверждающие наличие находящихся в собственности или на ином законном основании помещений, сооружений, оборудования, средств измерений, других технических средств, необходимых для осуществления деятельности в области аккредитации;

5) документы, подтверждающие соответствие необходимых для осуществления деятельности в заявленной области аккредитации средств измерений, стандартных образцов и эталонов единиц величин законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений;

6) документы, подтверждающие соответствие необходимого для осуществления деятельности в заявленной области аккредитации испытательного оборудования требованиям, определенным в установленных правилах оценки соответствия, правилах и методах (методиках) исследований (испытаний) и измерений;

7) документы, подтверждающие наличие в штате юридического лица не менее трех специалистов, имеющих высшее профессиональное образование по профилю, соответствующему заявленной области аккредитации, и стаж работы в заявленной области аккредитации не менее трех лет либо среднее профессиональное образование и профессиональную подготовку по профилю, соответствующем заявленной области аккредитации, и стаж работы в заявленной области аккредитации не менее пяти лет;

8) документы, подтверждающие наличие у индивидуального предпринимателя высшего профессионального образования по профилю, соответствующему заявленной области аккредитации, и стажа работы в заявленной области аккредитации не менее трех лет либо среднего профессионального образования и профессиональной подготовки по профилю, соответствующему заявленной области аккредитации, и стажа работы в заявленной области аккредитации не менее пяти лет.

9) опись прилагаемых документов.

6. Законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности могут быть установлены дополнительные требования к прилагаемым к заявлению о предоставлении аттестата аккредитации документам.

7. Национальный орган по аккредитации в отношении заявителей запрашивает сведения, подтверждающие факт внесения сведений о заявителе в единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц) или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), и учредительные документы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также сведения, подтверждающие факт постановки заявителя на учет в налоговом органе, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

В случае отсутствия сведений о заявителе в едином государственном реестре юридических лиц (для юридических лиц) или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей) заявление о предоставлении аттестата аккредитации и прилагаемые к нему документы не рассматриваются и подлежат возврату заявителю.

8. Национальный орган по аккредитации не вправе требовать от заявителя указания в заявлении о предоставлении аттестата аккредитации сведений, не предусмотренных частью 3 настоящей статьи, а также представления документов, не предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

9. Заявление о предоставлении аттестата аккредитации и прилагаемые к нему документы представляются заявителем в национальный орган по аккредитации непосредственно, или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

10. Заявление о предоставлении аттестата аккредитации и прилагаемые к нему документы принимаются национальным органом по аккредитации по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов в день приема вручается заявителю или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

11. В случае если заявление о предоставлении аттестата аккредитации оформлено с нарушением требований, установленных частью 3 настоящей статьи, и (или) документы, указанные в части 5 настоящей статьи, представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении аттестата аккредитации национальный орган по аккредитации вручает заявителю уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или такое уведомление направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

12. В случае, предусмотренном частью 11 настоящей статьи, срок принятия национальным органом по аккредитации решения о предоставлении аттестата аккредитации или об отказе в его предоставлении исчисляется со дня поступления в национальный орган по аккредитации надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении аттестата аккредитации и в полном объеме документов, прилагаемых к нему и соответствующих требованиям настоящей статьи. В случае непредставления заявителем в тридцатидневный срок надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении аттестата аккредитации и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное заявление о предоставлении аттестата аккредитации и прилагаемые к нему документы не рассматриваются и подлежат возврату заявителю.

13. В случае если в заявлении о предоставлении аттестата аккредитации указывается на необходимость предоставления аттестата аккредитации в форме электронного документа, национальный орган по аккредитации направляет заявителю в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, копию описи с отметкой о дате приема указанного заявления и прилагаемых к нему документов или уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют.

14. Документы, исполненные на иностранном языке, подлежат переводу заявителем на русский язык, нотариальному заверению и легализации консульскими учреждениями Российской Федерации за границей или апостилем (для стран - участниц Гаагской конвенции 1961 года «Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов»).

Статья 14. Требования к порядку проверки соответствия заявителя установленным критериям аккредитации

1. Национальный орган по аккредитации в срок, не превышающий девяносто рабочих дней со дня приема заявления об аккредитации, документов и сведений, проводит проверку:

соответствия заявителя установленным критериям аккредитации;

соблюдения при осуществлении деятельности в заявленной области аккредитации установленных правил оценки соответствия, правил и методов (методик) исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов;

соблюдения при осуществлении деятельности в заявленной области аккредитации требований документов, указанных в пункте 4 части 3 статьи 13 настоящего федерального закона;

соблюдения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений при испытаниях, поверке и калибровке средств измерений, аттестации эталонов единиц величин, методик (методов) измерений, метрологической экспертизе.

Проверка соответствия заявителя установленным критериям аккредитации проводится в форме экспертизы представленных документов и сведений и выездной проверки по месту осуществления деятельности в заявленной области аккредитации.

2. Для проведения проверки соответствия заявителя установленным критериям аккредитации приказом национального органа по аккредитации создается экспертная группа. В состав экспертной группы включаются:

должностные лица национального органа по аккредитации;

эксперты по аккредитации;

должностные лица заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (по согласованию);

технические эксперты (в случае необходимости).

3. Экспертиза представленных заявителем документов и сведений осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня поступления заявления на аккредитацию. Результаты экспертизы документов и сведений, представленных заявителем, оформляются экспертным заключением.

4. При наличии положительного заключения экспертизы документов и сведений, представленных заявителем, проводится выездная проверка соответствия заявителя критериям аккредитации по месту осуществления деятельности.

5. При наличии отрицательного заключения экспертизы документов и сведений, представленных заявителем, заявка с комплектом документов, а также экспертное заключение с указанием перечня замечаний возвращается заявителю.

6. Информация о составе экспертной группы направляется национальным органом по аккредитации заявителю. Заявитель вправе в течение трех рабочих дней представить в национальный орган по аккредитации мотивированные возражения, касающиеся участия в комиссии по аккредитации определенных экспертов по аккредитации и технических экспертов.

В случае получения мотивированных возражений, касающихся участия в комиссии по аккредитации определенных экспертов по аккредитации и технических экспертов национальный орган по аккредитации в течение трех рабочих дней принимает решение об участии в экспертной группе таких экспертов по аккредитации и технических экспертов.

Основанием для исключения из состава комиссии эксперта по аккредитации или технического эксперта является несоответствие его требованиям, установленным частями 5 и 6 статьи 10 настоящего Федерального закона.

7. Выездная проверка соответствия заявителя критериям аккредитации осуществляется в соответствии с заданием экспертной группе, утвержденным национальным органом по аккредитации. Задание экспертной группе и уведомление о сроках проведения выездной проверки не менее чем за три рабочих дня до начала проведения выездной проверки направляются национальным органом по аккредитации заявителю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Продолжительность указанной выездной проверки не должна превышать двадцать рабочих дней.

8. По результатам выездной проверки соответствия заявителя критериям аккредитации составляется акт проверки в двух экземплярах, в котором указываются:

1) дата, время и место составления акта;

2) дата и номер приказа, на основании которого осуществлена проверка;

3) фамилии, имена и отчества должностных лиц, проводивших проверку, привлекаемых для участия в проверке экспертов по аккредитации и (или) технических экспертов;

4) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество проверяемого индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество и должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавшего при осуществлении проверки;

5) дата, время и место (места) осуществления проверки;

6) сведения о результатах проверки, заключение о соответствии заявителя критериям аккредитации;

7) сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при осуществлении проверки, их подписи или отказ от подписи.

9. Акт проверки соответствия заявителя критериям аккредитации подписывается должностными лицами, проводящими проверку, и привлекаемыми для участия в проверке экспертами по аккредитации и (или) техническими экспертами.

10. Один экземпляр акта вручается руководителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю (либо их представителям) под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Статья 15. Требования к порядку принятия решения о предоставлении аттестата аккредитации или об отказе в аккредитации

1. Национальный орган по аккредитации принимает решение об аккредитации или об отказе в аккредитации в срок, не превышающий девяносто рабочих дней со дня приема от заявителя заявления об аккредитации и документов.

2. Решение об аккредитации или об отказе в аккредитации заявителя принимается национальным органом по аккредитации по результатам экспертизы представленных заявителем документов и выездной проверки соответствия заявителя критериям аккредитации.

3. Решение о предоставлении аттестата аккредитации или об отказе в его предоставлении оформляется приказом (распоряжением) национального органа по аккредитации.

4. В случае принятия национальным органом по аккредитации решения о предоставлении аттестата аккредитации одновременно с приказом (распоряжением) оформляется аттестат аккредитации.

5. Приказ (распоряжение) о предоставлении аттестата аккредитации и аттестат аккредитации одновременно подписываются руководителем (заместителем руководителя) национального органа по аккредитации и регистрируются в реестре аккредитованных лиц.

6. В течение трех рабочих дней после подписания и регистрации национальным органом по аккредитации аттестат аккредитации вручается заявителю или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

7. В случае принятия решения об отказе в аккредитации национальный орган по аккредитации в течение трех рабочих дней после принятия такого решения вручает заявителю уведомление об отказе в аккредитации с указанием мотивированных причин отказа, реквизитов экспертного заключения и акта выездной проверки соответствия заявителя критериям аккредитации, либо направляет это уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

8. Основанием отказа в предоставлении аттестата аккредитации является:

1) наличие в заявлении о предоставлении аттестата аккредитации и прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

2) установленное в ходе проведенной проверки:

несоответствие заявителя установленным критериям аккредитации;

несоблюдение при осуществлении деятельности в заявленной области аккредитации установленных правил оценки соответствия, правил и методов (методик) исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов;

несоблюдение при осуществлении деятельности в заявленной области аккредитации требований документов, указанных в пункте 4 части 3 статьи 13 настоящего федерального закона;

несоблюдение законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений при испытаниях, поверке и калибровке средств измерений, аттестации эталонов единиц величин, методик (методов) измерений, метрологической экспертизе.

9. Заявитель вправе обжаловать решение национального органа по аккредитации об отказе в предоставлении аттестата аккредитации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Статья 16. Требования к содержанию, сроку действия аттестата аккредитации

1. Аттестат аккредитации должен содержать:

1) знак национальной системы аккредитации;

2) наименование национального органа по аккредитации;

3) вид деятельности по оценке соответствия и (или) обеспечению единства измерений;

4) дату выдачи и номер аттестата аккредитации;

5) наименование и организационно-правовую форму аккредитованного юридического лица, место его нахождения;

6) фамилию, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность - аккредитованного индивидуального предпринимателя;

7) идентификационный номер налогоплательщика;

8) срок действия аттестата аккредитации.

2. Аттестат аккредитации является бланком строгой отчетности.

3. Неотъемлемой частью аттестата аккредитации является приложение к аттестату аккредитации с указанием области аккредитации.

4. Срок действия аттестата аккредитации составляет пять лет.

5. Аттестаты аккредитации имеют равную юридическую силу на всей территории Российской Федерации.

Статья 17. Требования к порядку аккредитации на новый срок

1. Аккредитация на новый срок осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 13 - 15 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия фактов приостановления действия аттестата аккредитации, неисполнения предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе осуществления контроля за аккредитованными лицами, аккредитация на новый срок проводится на основании экспертизы представленных документов и сведений.

2. Заявление на новый срок должно быть направлено в национальный орган по аккредитации не менее чем за девяносто дней до истечения срока действия аттестата аккредитации.

Статья 18. Порядок предоставления национальным органом по аккредитации дубликата аттестата аккредитации и копии аттестата аккредитации

1. В случае утраты аттестата аккредитации или его порчи аккредитованное лицо вправе обратиться в национальный орган по аккредитации с заявлением о предоставлении дубликата аттестата аккредитации

2. В течение трех рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении дубликата аттестата аккредитации национальный орган по аккредитации оформляет дубликат аттестата аккредитации на бланке аттестата аккредитации с пометками "дубликат" и "оригинал аттестата аккредитации признается недействующим" и вручает такой дубликат аккредитованному лицу или направляет его заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

3. Аккредитованное лицо имеет право на получение от национального органа по аккредитации заверенной им копии аттестата аккредитации, которая вручается аккредитованному лицу или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в течение трех рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении копии аттестата аккредитации.

4. Аккредитованное лицо вправе направить заявление о предоставлении дубликата аттестата аккредитации или копии аттестата аккредитации в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в национальный орган по аккредитации.

Статья 19. Порядок переоформления аттестата аккредитации

1. Аттестат аккредитации подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме слияния, присоединения и преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения имени, фамилии, отчества (в случае, если имеется), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность.

2. Для переоформления аттестата аккредитации аккредитованное лицо, его правопреемник представляет в национальный орган по аккредитации либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении аттестата аккредитации, оригинал действующего аттестата аккредитации.

3. Заявление о переоформлении аттестата аккредитации может быть направлено в национальный орган по аккредитации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

4. В случае реорганизации юридического лица в форме слияния, присоединения и преобразования в заявлении о переоформлении аттестата аккредитации указываются новые сведения об аккредитованном лице или его правопреемнике, предусмотренные частью 3 статьи 13 настоящего Федерального закона. Заявление о переоформлении аттестата аккредитации и прилагаемые к нему документы представляются в национальный орган по аккредитации не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

5. В случае изменения наименования юридического лица или места его нахождения, а также в случае изменения места жительства, фамилии, имени и отчества (в случае, если имеется) индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, в заявлении о переоформлении аттестата аккредитации указываются новые сведения об аккредитованном лице.

6. Национальный орган по аккредитации запрашивает сведения, подтверждающие факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц) или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), и учредительные документы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

7. Заявление о переоформлении аттестата аккредитации и прилагаемые к нему документы принимаются национальным органом по аккредитации по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов в день приема вручается аккредитованному лицу или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

8. В случае если заявление о переоформлении аттестата аккредитации оформлено с нарушением требований, установленных настоящей статьей, и (или) прилагаемые к нему документы представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема указанных заявления и документов национальный орган по аккредитации вручает аккредитованному лицу или направляет ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют.

9. В случае если в заявлении о переоформлении аттестата аккредитации указана необходимость получения переоформленного аттестата аккредитации в форме электронного документа, национальный орган по аккредитации направляет аккредитованному лицу в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, копию описи указанного заявления и прилагаемых к нему документов с отметкой о дате их приема или уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют.

10. В случае, предусмотренном частью 8 настоящей статьи, срок принятия национальным органом по аккредитации решения о переоформлении аттестата аккредитации или об отказе в его переоформлении исчисляется со дня поступления в национальный орган по аккредитации надлежащим образом оформленного заявления о переоформлении аттестата аккредитации и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов.

11. В срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении аттестата аккредитации и прилагаемых к нему документов, национальный орган по аккредитации осуществляет их рассмотрение, а также проверку достоверности содержащихся в указанных заявлении и прилагаемых к нему документах новых сведений и принимает решение о переоформлении аттестата аккредитации или об отказе в его переоформлении.

12. Основанием отказа в переоформлении аттестата аккредитации является наличие в представленных заявлении и учредительных документах недостоверной или искаженной информации.

13. В течение трех рабочих дней после подписания и регистрации национальным органом по аккредитации аттестат аккредитации вручается заявителю или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

14. Заявитель вправе в установленном законодательством Российской Федерации порядке обжаловать решение национального органа по аккредитации об отказе в переоформлении аттестата аккредитации.

Статья 20. Порядок прекращения действия аттестата аккредитации

1. Действие аттестата аккредитации прекращается в связи с прекращением деятельности аккредитованного лица в области аккредитации, на осуществление которого предоставлен аттестат аккредитации, в следующих случаях:

1) представление аккредитованным лицом заявления в национальный орган по аккредитации о прекращении деятельности в области аккредитации;

2) прекращение деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования, присоединения или слияния);

3) прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

4) реорганизация юридического лица в форме разделения и выделения.

2. Аккредитованное лицо, имеющее намерение прекратить деятельность в полученной области аккредитации, не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения указанного вида деятельности обязан представить или направить в национальный орган по аккредитации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о прекращении деятельности в полученной области аккредитации.

3. Аккредитованное лицо вправе направить в национальный орган по аккредитации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, заявление о прекращении деятельности в полученной области аккредитации.

4. Национальный орган по аккредитации принимает решение о прекращении действия аттестата аккредитации и вносит запись об исключении сведений о предоставленном аттестате аккредитации из реестра аккредитованных лиц в течение десяти рабочих дней со дня получения следующих документов:

1) заявление аккредитованного лица о прекращении аккредитуемого вида деятельности;

2) сведения, полученные от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о дате и регистрации внесенных записей об исключении сведений о юридическом лице из единого государственного реестра юридических лиц или об индивидуальном предпринимателе из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в связи с прекращением им деятельности .

5. Решение национального органа по аккредитации о прекращении действия аттестата аккредитации оформляется приказом. Национальный орган по аккредитации в течение трех рабочих дней вносит соответствующие сведения в реестр аккредитованных лиц.

6. Уведомление о решении о прекращении действия аттестата аккредитации на основании заявления, направленного в национальный орган по аккредитации о прекращении деятельности в области аккредитации, доводится до сведения юридического лица или индивидуального предпринимателя в течение двух рабочих дней с даты его принятия посредством почтовой связи с уведомлением о вручении и в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью в случае наличия у аккредитованного лица адреса электронной почты.

Статья 21. Расширение и сокращение области аккредитации

1. Область аккредитации аккредитованного лица сокращается в случае:

1) наличия решения суда о сокращении области аккредитации;

2) представления аккредитованным лицом заявления о сокращении области аккредитации.

2. Аккредитованное лицо, имеющее намерение сократить область аккредитации, обязано не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения деятельности в сокращаемой области аккредитации представить в национальный орган по аккредитации или направить ему заказным почтовым отправлением (с уведомлением о вручении) или в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, заявление о сокращении области аккредитации.

3. Решение о сокращении области аккредитации оформляется приказом (распоряжением) национального органа по аккредитации в течение трех рабочих дней:

1) со дня вступления в законную силу решения суда о сокращении области аккредитации;

2) со дня поступления в национальный орган по аккредитации заявления аккредитованного лица о сокращении области аккредитации в случае, указанном в пункте 2 части 1 настоящей статьи.

4. Национальный орган по аккредитации вносит соответствующие сведения о сокращении области аккредитации в реестр аккредитованных лиц.

5. Решение национального органа по аккредитации о сокращении области аккредитации аккредитованного лица и переоформленное приложение к аттестату аккредитации, содержащее область аккредитации, доводится до сведения аккредитованного лица в течение двух рабочих дней с даты его принятия посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, а также по заявлению аккредитованного лица в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

6. Расширение национальным органом по аккредитации области аккредитации аккредитованного лица осуществляется на основании его заявления на осуществление деятельности в дополнительной области аккредитации и в порядке, предусмотренном статьями 13-15 настоящего Федерального закона.

7. Заявитель вправе в установленном законодательством Российской Федерации порядке обжаловать решение национального органа по аккредитации о сокращении области аккредитации или об отказе в расширении области аккредитации.

Статья 22. Порядок приостановления и возобновления действия аттестата аккредитации, аннулирования аттестата аккредитации

1. Действие аттестата аккредитации приостанавливается национальным органом по аккредитации полностью в случае:

1) если при проведении проверки, предусмотренной статьей 25 настоящего Федерального закона, установлено, что аккредитованным лицом нарушены критерии аккредитации в нескольких областях аккредитации и эти нарушения представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен;

2) неисполнения в установленный срок аккредитованным лицом предписания национального органа по аккредитации об устранении нарушений критериев аккредитации в нескольких областях аккредитации.

2. Действие аттестата аккредитации приостанавливается национальным органом по аккредитации в определенной области аккредитации:

1) если при проведении проверки, предусмотренной статьей 25 настоящего Федерального закона, установлено, что нарушение критериев аккредитации в этой области аккредитованным лицом представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен.

2) неисполнения в установленный срок аккредитованным лицом предписания национального органа по аккредитации об устранении нарушений критериев аккредитации в определенной области аккредитации.

3. Срок приостановления действия аттестата аккредитации не может превышать трех месяцев со дня вынесения решения о приостановлении действия аттестата аккредитации.

4. В решении национального органа по аккредитации о приостановлении действия аттестата аккредитации в определенной области аккредитации указываются сведения об области аккредитации, в отношении которой принято решение о приостановлении действия аттестата аккредитации и конкретный адрес места (или мест) осуществления деятельности в этой области аккредитации.

5. Решение о приостановлении действия аттестата аккредитации оформляется приказом национального органа по аккредитации.

6. Уведомление о решении по приостановлению действия аттестата аккредитации с указанием сроков устранения выявленных нарушений по результатам проверки национальный орган по аккредитации обязан довести до аккредитованного лица в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении действия аттестата аккредитации по результатам проверки и установить срок устранения нарушений. Уведомление о решении по приостановлению действия аттестата аккредитации вручается аккредитованному лицу (либо его представителю) под расписку или направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

7. Национальный орган по аккредитации:

1) в течение десяти рабочих дней с даты получения от аккредитованного лица уведомления об устранении нарушений проводит проверку устранения аккредитованным лицом выявленных нарушений критериев аккредитации;

2) в течение трех рабочих дней, после окончания проверки принимает решение о возобновлении действия аттестата аккредитации в случае устранения аккредитованным лицом нарушений критериев аккредитации, повлекших за собой приостановление действия аттестата аккредитации, и сообщает аккредитованному лицу о принятом решении посредством почтовой связи с уведомлением о вручении и в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью в случае наличия у аккредитованного лица адреса электронной почты.

8. Срок действия аттестата аккредитации не продлевается на время приостановления его действия.

9. В случае если в установленный срок аккредитованное лицо не устранило выявленные нарушения, национальный орган по аккредитации:

1) обращается в суд с заявлением об аннулировании аттестата аккредитации в случае, если действие аттестата аккредитации было приостановлено на основании, указанном в части первой настоящей статьи;

2) обращается в суд с заявлением о сокращении области аккредитации в случае, если действие аттестата аккредитации было приостановлено на основании, указанном в части второй настоящей статьи.

10. Сведения о приостановлении, возобновлении и аннулировании действия аттестата аккредитации вносятся в реестр аккредитованных лиц.

11. Основанием для обращения национального органа по аккредитации в суд с заявлением об аннулировании аттестата аккредитации является:

1) неисполнение аккредитованным лицом, действие аттестата которого было приостановлено, решения национального органа по аккредитации об устранении выявленных нарушений;

2) наличие выявленных в установленном порядке в течение года более двух случаев нарушений критериев аккредитации или в течение срока действия аттестата аккредитации – более трех случаев.

12. Основанием для обращения национального органа по аккредитации в суд с заявлением о сокращении области аккредитации является неисполнение аккредитованным лицом, действие аттестата которого было приостановлено в определенной области аккредитации, решения национального органа по аккредитации об устранении нарушений критериев аккредитации, выявленных по результатам проверки.

13. Сведения об аннулировании аттестата аккредитации вносятся в реестр аккредитованных лиц.

Статья 23. Система информационного обеспечения в области аккредитации

1. Национальный орган по аккредитации создает государственную информационную систему в области аккредитации и обеспечивает ее функционирование.

2. В государственную информационную систему в области аккредитации включается следующая информация:

1) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам аккредитации;

2) сведения из реестра аккредитованных лиц национальным органом по аккредитации;

3) сведения из реестра экспертов по аккредитации;

4) международные договоры Российской Федерации в области аккредитации;

5) сведения о правилах и порядке аккредитации, правах и обязанностях аккредитованных лиц;

6) сведения о порядке аттестации экспертов по аккредитации, их подготовки, и повышении квалификации;

7) информация о рассмотрении апелляций и жалоб;

8) ежегодный план проведения плановых проверок аккредитованных лиц;

9) информация о деятельности национального органа по аккредитации, в том числе:

описания прав и обязанностей национального органа по аккредитации;

информации о деятельности национального органа по аккредитации и заявленных ограничениях, в пределах которых работает национальный орган по аккредитации.

3. Заинтересованным лицам обеспечивается бесплатный свободный доступ к информации, содержащейся в государственной информационной системе в области аккредитации за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, коммерческой и (или) служебной тайны такой доступ должен быть ограничен.

4. Доступ к информации, содержащейся в системе государственного информационного обеспечения, обеспечивается путем:

1) размещения информации на официальном сайте национального органа по аккредитации;

2) предоставления документов, содержащихся в государственной информационной системе в области аккредитации по запросам заинтересованных лиц;

3) предоставления информации по запросам заинтересованных лиц в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет (с указанием на сайте национального органа по аккредитации адресов электронной почты, по которым заинтересованным лицом может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация, в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательством Российской Федерации в области персональных данных).

Статья 24. Порядок формирования и ведения реестров аккредитованных лиц и экспертов по аккредитации, предоставления сведений из реестров аккредитованных лиц экспертов по аккредитации и другой информации по вопросам аккредитации

1. Реестр аккредитованных лиц должен содержать:

1) сведения об аккредитованных лицах:

наименование и организационно-правовая форма юридического лица, юридический адрес и адрес места его нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, номера телефона, факса и адреса электронной почты (при наличии);

фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется) индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, область аккредитации, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номер телефона, и адреса электронной почты (в случае, если имеется) индивидуального предпринимателя;

идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке на учет в налоговом органе;

2) даты внесения в реестр сведений об аккредитованном лице;

3) номер и дата принятия решения о предоставлении аттестата аккредитации;

4) номер аттестата аккредитации и дата его выдачи;

5) срок действия аттестата аккредитации;

6) область аккредитации;

7) номер и дата выдачи дубликата аттестата аккредитации (в случае его выдачи);

8) номер и дата решения о прекращении действия аттестата аккредитации;

9) основания и даты проведения проверок аккредитованных лиц и реквизиты актов, составленных по результатам проведенных проверок;

10) адреса мест осуществления деятельности в соответствии с областью аккредитации;

11) даты и реквизиты выданных предписаний об устранении выявленных нарушений критериев аккредитации, протоколов об административных правонарушениях, постановлений о назначении административных наказаний;

12) номер и дата решения о приостановлении и возобновлении действия аттестатов аккредитации и реквизиты таких решений;

13) номер и дата решения об аннулировании аттестатов аккредитации и реквизиты такого решения;

14) номер и дата решения о расширении и сокращении области аккредитации и реквизиты таких решений;

15) сведения о переоформлении аттестата аккредитации;

16) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Реестр экспертов по аккредитации должен содержать следующие сведения:

1) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество эксперта по аккредитации, адрес его места жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты, идентификационный номер налогоплательщика;

2) номер и дата решения о предоставлении свидетельства об аттестации;

3) номер свидетельства об аттестации и дата его выдачи;

4 область аттестации эксперта по аккредитации;

5) номер и дата решения о переоформлении свидетельства об аттестации;

6) номер и дата выдачи дубликата свидетельства об аттестации;

7) номер и дата решения о приостановлении и возобновлении действия свидетельства об аттестации;

8) номер и дата решения о прекращении действия свидетельства об аттестации;

9) сведения о квалификации эксперта по аккредитации;

10) сведения о прохождении экспертом по аккредитации повышения квалификации, переподготовки эксперта по аккредитации;

11) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом

4. Запись в реестр аккредитованных лиц вносится в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении аттестата аккредитации, переоформлении аттестата аккредитации, продлении срока действия аттестата аккредитации в случае, если ограничение срока действия аттестата аккредитации предусмотрено другими федеральными законами, о приостановлении, возобновлении, прекращении, аннулировании действия аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, вынесении предписания об устранении выявленных нарушений критериев аккредитации, о назначении проверки аккредитованного лица, либо в день получения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или прекращении деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица аттестата аккредитации на один и тот же вид деятельности).

5. Записи в реестр экспертов по аккредитации вносятся в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня принятия соответствующих решений об аттестации, продлении срока действия свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации, прекращения действия свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации.

6. Информация, содержащаяся в реестрах аккредитованных лиц и экспертов по аккредитации, а также иная информация по вопросам аккредитации является открытой для ознакомления с ней заинтересованных лиц, за исключением случаев если в интересах сохранения государственной, коммерческой и (или) служебной тайны такой доступ должен быть ограничен.

7. Национальный орган по аккредитации обязан обеспечить возможность получения от заявителей, экспертов по аккредитации и аккредитованных лиц документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в форме электронных документов и направление им таких документов.

ГЛАВА 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АККРЕДИТОВАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Статья 25. Государственный контроль деятельности аккредитованных лиц

1. К отношениям, связанным с осуществлением контроля за аккредитованными лицами, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.

2. Национальный орган по аккредитации осуществляет контроль за аккредитованными лицами в форме плановых и внеплановых проверок на основании приказа национального органа по аккредитации.

3. Плановые проверки аккредитованных лиц проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых проверок, утверждаемого приказом национального органа по аккредитации без согласования с органом прокуратуры.

4. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является:

1) принятие национальным органом по аккредитации решения об аккредитации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя (первая плановая проверка осуществляется в течение 1 года с даты аккредитации);

2) истечение двух лет с даты окончания последней плановой проверки аккредитованного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя.

5. Внеплановые проверки проводятся на основании приказа национального органа по аккредитации без согласования с органом прокуратуры.

6. Основанием для проведения внеплановой проверки аккредитованного лица являются:

1) истечение срока исполнения аккредитованным лицом ранее выданного национальным органом по аккредитации предписания об устранении выявленного нарушения критериев аккредитации;

2) поступление в национальный орган по аккредитации обращений и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления и средств массовой информации о фактах нарушений аккредитованным лицом критериев аккредитации, подтверждаемых документами и (или) иными материалами, свидетельствующими о наличии признаков такого нарушения;

3) реорганизации в формах, установленных законодательством Российской Федерации;

4) истечение срока, на который было приостановлено действие аттестата аккредитации в соответствии со статьей 22 настоящего федерального закона;

5) наличие приказа (распоряжения) национального органа по аккредитации, изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

7. Уведомление о сроках осуществления внеплановой проверки направляется аккредитованным лицам не менее чем за пять рабочих дней до начала ее проведения почтовым отправлением с уведомлением о вручении, факсимильным сообщением и в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в случае наличия у аккредитованного юридического или физического лица адреса электронной почты.

8. Предметом документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) аккредитованного лица являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, подтверждающие соответствие аккредитованного лица установленным критериям аккредитации. Срок проведения документарной проверки составляет не более чем двадцать рабочих дней со дня начала ее проведения.

9. Предметом выездной проверки (как плановой, так и внеплановой) в случаях, если сведений, содержащихся в заявлениях и документах, представленных в ходе проведения документарной проверки аккредитованного лица, недостаточно для установления соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, является соблюдение аккредитованным лицом критериев аккредитации. Срок проведения выездной проверки составляет не более чем двадцать рабочих дней со дня начала ее проведения.

10. Выездные проверки аккредитованных лиц проводятся в порядке, установленном частями 4 – 9 статьи 14 настоящего Федерального закона.

11. Национальный орган по аккредитации по результатам проверки, в ходе проведения которой выявлены нарушения критериев аккредитации, в порядке, предусмотренном статьей 25 настоящего Федерального закона, принимает одно из следующих решений:

1) о приостановлении действия аттестата аккредитации в определенной области аккредитации;

2) о приостановлении действия аттестата аккредитации полностью;

3) о выдаче предписания об устранении нарушений.

12. Национальный орган по аккредитации обязан довести до аккредитованного лица в течение трех рабочих дней уведомление о решении по результатам проверки с указанием сроков устранения нарушений. Уведомление вручается руководителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю (либо их представителям) под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении и в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в случае наличия у аккредитованного лица адреса электронной почты.

ГЛАВА 5. ФИНАНСИРОВАНИЕ АККРЕДИТАЦИИ

Статья 26. Оплата аккредитации

Заявители оплачивают аккредитацию в размере, покрывающем фактические затраты на аккредитацию, в том числе на оплату деятельности экспертов, привлекаемых национальным органом по аккредитации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 27. Финансовое обеспечение деятельности национального органа по аккредитации

Финансовое обеспечение деятельности национального органа по аккредитации, в том числе оплата взносов и участие в международных организациях по аккредитации является расходным обязательством Российской Федерации.

ГЛАВА 6. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АККРЕДИТАЦИИ

Статья 28. Признание аккредитации

1. Признание результатов аккредитации (взаимное признание) осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, заключаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Информация о признании результатов аккредитации (взаимном признании) публикуется национальным органом по аккредитации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

ГЛАВА 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АККРЕДИТАЦИИ

Статья 29. Ответственность участников национальной системы аккредитации

1. Должностные лица национального органа по аккредитации, эксперты по аккредитации в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Вред, причиненный юридическому, физическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) национального органа по аккредитации и его должностных лиц, признанных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Аккредитованные лица,виновные в нарушении законодательства об аккредитации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА 8. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА В СИЛУ

Статья 30. Переходные положения

1. Документы об аккредитации, выданные федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют силу до окончания срока их действия.

2. Контроль за аккредитованными лицами, имеющими документы об аккредитации, выданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляется на соответствие аккредитованного лица критериям, установленным в статье 12 настоящего Федерального закона и в соответствии с требованиями статьи 14 настоящего Федерального закона.

Статья 31. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации