1. Главная / Документы / Законопроекты 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| законопроекты | печать | 7987

О совершенствовании регулирования жилищных отношений по управлению многоквартирными домами

Законопроект № 397396-5
Вид закона: Федеральный закон
Инициаторы: Вносится депутатами Государственной Думы В.А. Пехтиным А.Б. Чиркиным К.Б. Шипуновым

Настоящий Федеральный закон направлен на совершенствование регулирования жилищных отношений по управлению многоквартирными домами в целях обеспечения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирных домах, безопасных и комфортных условий проживания граждан в таких домах.

Статья 1

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14, № 1, ст. 10; 2007, № 1, ст. 14; № 43, ст. 5084; 2008, № 20, ст. 2251) следующие изменения:

1) Дополнить статьей 341 следующего содержания

«Статья 341. Ответственность собственника жилого помещения за ненадлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме

1. В целях защиты прав и законных интересов собственников жилых помещений в многоквартирном доме в случае несвоевременного или не полного внесения собственником жилого помещения платы за данное жилое помещение или коммунальные услуги на жилое помещение в многоквартирном доме в судебном порядке может быть обращено взыскание при наличии в совокупности следующих условий:

1) размер задолженности превышает 6 определенных по правилам раздела VII настоящего Кодекса ежемесячных размеров платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, предоставление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть приостановлено, а в случае принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт такого дома единовременным платежом размер задолженности превышает одну шестую указанных расходов;

2) отсутствует соглашение о погашении задолженности, заключенное лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, с кредитором, и (или) не выполняются условия такого соглашения;

3) требования, вызванные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства по внесению платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут быть удовлетворены за счет иного имущества лиц, указанных в части 1 настоящей статьи.

2. Лица, имеющие самостоятельное право пользования жилым помещением, указанным в части 1 настоящей статьи, вправе участвовать в рассмотрении дела об обращении взыскания на такое жилое помещение.

3. Обращение кредитором взыскания на жилое помещение и реализация этого жилого помещения являются основанием для прекращения права пользования ими собственника жилого помещения и любых иных лиц, проживающих в таком жилом помещении. Освобождение такого жилого помещения (прекращение пользования таким жилым помещением указанными гражданами) осуществляется в порядке, установленном частью 1 статьи 35 настоящего Кодекса.

4. Жилое помещение, на которые обращено взыскание, реализуются путем продажи с торгов, проводимых в форме открытого аукциона или конкурса в порядке, определяемом гражданским законодательством и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

5. Договоры найма или аренды жилого помещения, заключенные до возникновения задолженности или с согласия кредитора после возникновения указанной в пункте 1 части 1 настоящей статьи задолженности, при реализации жилого помещения сохраняет силу. Условия расторжения указанных договоров определяются Гражданским кодексом Российской Федерации.

6. Принимая решение об обращении взыскания на жилое помещение, указанное в части 1 настоящей статьи, суд должен определить и указать в нем:

1) суммы, подлежащие уплате кредитору из стоимости реализуемого жилого помещения, за исключением сумм расходов по охране и реализации жилого помещения, которые определяются по завершении его реализации. Для сумм, исчисляемых в процентном отношении, должны быть указаны сумма, на которую начисляются проценты, размер процентов и период, за который они подлежат начислению;

2) являющееся предметом реализации жилое помещение, из стоимости которого удовлетворяются требования кредитора;

3) способ реализации жилого помещения, на которое обращается взыскание;

4) начальную продажную цену жилого помещения при его реализации. Начальная продажная цена жилого помещения на публичных торгах определяется на основе соглашения между должником и кредитором, а в случае спора - самим судом;

5) меры по обеспечению сохранности жилого помещения до его реализации, если таковые необходимы.

7. По заявлению должника суд при наличии уважительных причин вправе в решении об обращении взыскания на жилое помещение отсрочить его реализацию на срок до одного года для ликвидации задолженности по внесению платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в случаях, когда кредитором является гражданин, при условии, что возникновение задолженности не связано с осуществлением этим гражданином предпринимательской деятельности. Если в течение определенного судом срока такие лица не ликвидируют указанную задолженность, суд по повторному обращению кредитора принимает решение об обращении взыскания на жилое помещение, указанное в части 1 настоящей статьи. При этом по просьбе должника суд в решении об обращении взыскания на жилое помещение может отсрочить исполнение решения на срок не более года.

8. Отсрочка реализации жилого помещения не затрагивает прав и обязанностей сторон по обязательству по внесению платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, погашению задолженности не освобождает должника от возмещения возросших за время отсрочки убытков кредитора, причитающихся кредитору в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом или договором процентов и неустойки.

9. Если должник в пределах предоставленного ему отсрочкой времени и (или) иные лица ликвидируют задолженность, в том объеме, который они имеют к моменту удовлетворения требования, суд по заявлению должника отменяет решение об обращении взыскания на жилое помещение, указанное в части 1 настоящей статьи.

10. Отсрочка реализации жилого помещения, указанного в части 1 настоящей статьи, не допускается, если:

1) она может повлечь существенное ухудшение финансового положения кредитора;

2) в отношении должника или кредитора возбуждено дело о признании его несостоятельным (банкротом).

11. При отсутствии у указанных в части 1 настоящей статьи лиц другого жилого помещения и при отсутствии жилого помещения маневренного фонда суд на основании заявления должника может на период приобретения иного жилого помещения в собственность или до приобретения права пользования жилым помещением по иному основанию, но не более шести месяцев, обязать кредитора предоставить для проживания по договору найма принадлежащее кредитору или лицу, имеющему соглашение с кредитором, жилое помещение, расположенное в пределах того же населенного пункта, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие. Предоставляемое жилое помещение указывается в заявлении кредитора на основании определения суда. Жилое помещение и период его предоставления указываются в решении суда об обращении взыскания на жилое помещение.

12. Собственник жилого помещения, на которое обращается взыскание, на основании заявления вправе отказаться от заключения договора найма жилого помещения маневренного фонда или договора найма жилого помещения, указанного в части 4 настоящей статьи.

13. Плата за предоставляемое жилое помещение, указанное в части 11 настоящей статьи, вносится в течение первого месяца договора найма жилого помещения за весь срок действия указанного договора в размере, определенном в соответствии с гражданским законодательством.»;

2) в пункте 1 части 2 статьи 44 слово «ремонте» заменить словами «капитальном ремонте»;

3) дополнить статью 95 пунктом 21 следующего содержания:

«21) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на жилые помещения в случае невнесения указанными собственниками жилого помещения и проживающими совместно с ними дееспособными членами их семей в течение более шести месяцев без уважительных причин платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, предоставление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть приостановлено;»;

4) дополнить пункт 2 части 2 статьи 106 словами «, в случае, указанном в пункте 21 статьи 95 настоящего Кодекса»;

5) в части 1 в статьи 135 слова «комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме» заменить словами «общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в таком доме, в также осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом (далее в настоящей главе также – товарищество).»;

6) в статье 137:

а) в пункте 1 части 1 исключить слова «договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и», слова «в интересах членов товарищества» заменить словами «, обеспечивающие содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме»;

б) в части 3 слово «возмещения обязательных платежей и взносов» заменить словами «возмещения платы за коммунальные услуги, обязательных платежей собственников помещений в многоквартирном доме, не являющихся членами товарищества и взносов собственников помещений в многоквартирном доме, являющихся членами товарищества (далее - обязательных платежей и взносов)»;

7) в статье 138:

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2) осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса;»;

б) пункт 8 после слова «законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме» дополнить словами «связанные с управлением общим имуществом в таком доме»;

8) в статье 139:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 139. Создание, государственная регистрация и деятельность товарищества собственников жилья в строящемся многоквартирном доме»;

б) в части 1 слова «В строящихся многоквартирных домах» заменить словами «В строящемся многоквартирном доме», слова «в таких домах» заменить словами «в таком доме»;

в) в части 2 слова «в строящихся многоквартирных домах» заменить словами «в строящемся многоквартирном доме», дополнить предложением следующего содержания «Такое решение принимается большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании указанных в части 1 настоящей статьи лиц, за исключением голосов застройщика (лица, осуществляющего строительство многоквартирного дома).»;

г) дополнить частью 21 следующего содержания:

«21. Информация, необходимая для созыва общего собрания, указанного в части 2 настоящей статьи, о фамилиях, именах, отчествах, наименованиях организаций или органов государственной власти или органов местного самоуправления, указанных в части 1 настоящей статьи лиц, их почтовых адресах, номерах телефонов, об адресах электронной почты, указанные в договорах таких лиц с лицом, осуществляющим строительство многоквартирного дома, предоставляются лицу, по инициативе которого проводится такое собрание, на основании его письменного запроса застройщиком или органом местного самоуправления поселения, на территории которого строится многоквартирный дом.»;

д) в части 3 слова «в строящихся многоквартирных домах» заменить словами «в строящемся многоквартирном доме»;

е) дополнить частью 4 следующего содержания:

«4. Товарищество собственников жилья, созданное в соответствии с настоящей статьей, отвечает за управление многоквартирным домом со дня его ввода в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.»;

9) в статье 148:

а) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11) управление общим имуществом в многоквартирном доме или заключение договора управления многоквартирным домом;»;

б) пункт 2 после слов «членами товарищества» дополнить словами «и иными собственниками помещений в многоквартирном доме»;

10) дополнить статью 153 частью 4 следующего содержания:

«4. Лица, принявшие после ввода в эксплуатацию многоквартирного дома в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, от застройщика (лица, осуществляющего строительство многоквартирного дома) помещения в таком доме по передаточному акту или иному документу о передаче, обязаны до государственной регистрации права собственности на указанное помещение в многоквартирном доме своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги в порядке, установленном настоящим Кодексом для собственников помещений в многоквартирном доме.»;

11) в статье 155:

а) часть 1 дополнить словами «или общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива»;

б) дополнить часть 5 после слов «вносят» словами «этой организации»;

в) дополнить часть 6 после слов «вносят» словами «этой организации»;

г) дополнить частями 61 – 63 следующего содержания

«61. В случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится управляющей организации.

62. На основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива в случае, предусмотренном договором такой организации с ресурсоснабжающей организацией, собственники помещений могут вносить плату за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом собственники помещений выполняют свои обязательства по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками за надлежащее предоставление коммунальных услуг.

63. Отсутствие договоров товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива с собственниками помещений в многоквартирном доме, указанных в части 6 настоящей статьи, и договоров о предоставлении коммунальных услуг не является основанием невнесения обязательных платежей за содержание и ремонт жилого помещения и за коммунальные услуги.»;

12) в статье 156:

а) часть 1 дополнить предложением следующего содержания: «Если иной порядок изменения размера платы за жилое помещение не установлен в договоре управления многоквартирным домом, договорах, указанных в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса, размер платы за жилое помещение ежегодно индексируется в соответствии с изменением потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году, определенном и официально опубликованном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;

б) часть 3 дополнить предложением следующего содержания: «Принципы установления размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда устанавливаются правительством Российской Федерации.»;

13) дополнить статью 160 частью 3 следующего содержания:

«3. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.».

14) в статье 161:

а) дополнить частью 11 следующего содержания:

«11. Управление многоквартирным домом включает в себя определение состава и оценку текущего состояния общего имущества в многоквартирном доме, определение целей управления и планирование их достижения, организацию комплекса действий по обеспечению сохранности и надлежащего состояния общего имущества, пользования коммунальными услугами и возможности пользования помещениями и общим имуществом в многоквартирном доме, финансирования реализации текущих и перспективных планов, оплаты коммунальных услуг, контроль за достижением планируемых результатов, рассмотрение отчетов исполнителей работ и услуг, принятие решений о пользовании общим имуществом (в том числе о передаче общего имущества в пользование иными лицами), иную предусмотренную настоящим Кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами деятельность по управлению многоквартирным домом. Управление многоквартирным домом осуществляется путем принятия решений на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и реализации выбранного способа управления многоквартирным домом.»;

б) дополнить частями 11 - 13 следующего содержания:

«11. В случае заключения договора управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в таком доме, предоставляются управляющей организацией. В других случаях коммунальные услуги указанным собственникам и пользователям предоставляются лицами, отвечающими перед такими собственниками за содержание коммунальных инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

12. Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 10 настоящей статьи, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют подачу в многоквартирные дома холодной или горячей воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и предоставляют услуги водоотведения. Собственники помещений в многоквартирном доме не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.

13. Если в строящемся многоквартирном доме в соответствии со статьей 139 настоящего Кодекса не создано товарищество собственников жилья, после ввода в эксплуатацию такого дома в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, и до принятия решения собственниками помещений в таком доме о выборе способа управления таким домом в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи решение о выборе способа управления многоквартирным домом может быть принято лицами, указанными в части 4 статьи 153 настоящего Кодекса, на общем собрании указанных лиц, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Информация, необходимая для созыва такого общего собрания предоставляется в порядке, указанном в части 21 статьи 139 настоящего Кодекса. Если по истечении двух лет после ввода в эксплуатацию многоквартирного дома решение о выборе способа управления таким домом не принято собственниками помещений в таком доме или лицами, которым будет принадлежать право собственности на помещения в таком многоквартирном доме, признается, что такие собственники и (или) указанные лица осуществляют непосредственное управление многоквартирным домом.»;

15) в статье 162:

а) в части 2 слова «органов управления» исключить, слова «предоставлять коммунальные услуги» заменить словами «предоставлять все коммунальные услуги в соответствии с уровнем благоустройства дома»;

б) часть 3 дополнить пунктом 31 следующего содержания:

«31) срок действия договора управления;»;

пункт 4 дополнить словами «, в том числе содержание, сроки и порядок представления управляющей организацией отчета об исполнении таких обязательств»;

в) в части 5 слова «многоквартирным домом» исключить, слово «пять» заменить словом «семь»;

г) в части 6 слова «на тот же срок» заменить словами «на один год»;

д) в части 8 после слова «законодательством» дополнить словами «с учетом требований настоящего Кодекса», дополнить новым предложением следующего содержания: «Изменение способа управления многоквартирным домом в соответствии с частью 3 статьи 161 настоящего Кодекса является основанием для одностороннего отказа такими собственниками от исполнения договора управления. При расторжении договора управления многоквартирным домом сторона договора обязана возместить другой стороне договора суммы, связанные с невыполнением обязательств по договору.»;

е) часть 9 изложить в следующей редакции:

«9. По решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном договором управления и договором управляющей организации с ресурсоснабжающей организацией, собственники могут вносить плату за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом собственники помещений выполняют свои обязательства по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, а управляющая организация отвечает перед такими собственниками за надлежащее предоставление коммунальных услуг.»;

ж) части 10 и 11 изложить в следующей редакции:

«10. Если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение об изменении способа управления многоквартирным домом или о заключении договора управления с новой управляющей организацией старая управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме. Отказ от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов не допускается. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения указанного в настоящей части обязательства старая управляющая организация несет административную и иную предусмотренную законодательством ответственность, а перед новой управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или перед указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами - ответственность в размере причиненных убытков.

11. Если иное не установлено договором управления, управляющая организация представляет собственникам помещений в многоквартирном доме:

1) ежегодно в течение первого квартала текущего года - отчет в письменной форме о выполнении договора управления за предыдущий год;

2) ежеквартально в течение первого месяца текущего квартала - информацию в письменной форме каждому собственнику под роспись или заказным письмом либо путем вывешивания на досках объявлений в подъездах или вблизи многоквартирного дома о наличии просроченной задолженности управляющей организации перед ресурсоснабжающими организациями.»;

16) дополнить статьей 1621 следующего содержания:

«Статья 1621. Управление многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо потребительским кооперативом

1. Товарищество собственников жилья, товарищество индивидуальных застройщиков в целях управления многоквартирным домом:

1) планирует и организует содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

2) определяет смету доходов и расходов на год с постатейной (детальной) расшифровкой расходов, связанных с управлением многоквартирным домом;

3) своими силами осуществляет содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме либо заключает договор управления или договоры о содержании и ремонте такого общего имущества с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности;

4) предоставляет коммунальные услуги, заключая для этого договоры о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод) с ресурсоснабжающими организациями (за исключением случая заключения договора управления);

5) контролирует выполнение обязательств по договорам, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей части;

6) отвечает перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество коммунальных услуг, а также услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

7) истребует в установленном законодательством порядке задолженность с собственников помещений в многоквартирном доме, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате коммунальных услуг, содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме;

8) ежегодно не позднее чем через три месяца после окончания очередного года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет об управлении многоквартирным домом за предыдущий год;

9) осуществляет иную предусмотренную настоящим Кодексом и уставом деятельность по управлению многоквартирным домом.

2. Положения части 1 настоящей статьи распространяются на управление многоквартирным домом или, в котором хотя бы одним членом кооператива выплачен паевой взнос в полном размере.»;

17) в части 2 статьи 163 слова «по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса» заменить словами «в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом»;

18) в статье 165 часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Органы местного самоуправления и (или) управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию о применяемых для нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, а в случае проведения органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом для собственников помещений в многоквартирном доме размерах платы за услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов, об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ, а также о действующих ценах и тарифах на товары и услуги организаций коммунального комплекса.»;

19) дополнить статьями 166 и 167 следующего содержания:

«Статья 166. Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека

1. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные условия жизнедеятельности человека в помещениях в многоквартирном доме и на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом.

2. Собственники помещений в многоквартирном доме, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением об обеспечении на не входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме земельном участке, прилегающем к земельному участку, на котором расположен такой дом, благоприятных условий жизнедеятельности человека.

3. Органы местного самоуправления рассматривают указанное в части 1 настоящей статьи заявление в течение 30 дней со дня регистрации такого заявления и направляет заявителю обоснованный ответ по существу поставленных в заявлении вопросов. Если решение поставленных в заявлении вопросов в соответствии с законодательством Российской Федерации входит в компетенцию органа местного самоуправления, в которое поступило заявление, в ответе указывается срок и порядок решения поставленных в заявлении вопросов. Если решение поставленных в заявлении вопросов в соответствии с законодательством Российской Федерации входит в компетенцию органа местного самоуправления, в которое поступило заявление, заявление направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в заявлении вопросов, с уведомлением заявителя.

Статья 167. Саморегулируемые организации управляющих организаций

1. Саморегулирование деятельности управляющих организаций осуществляется на условиях их добровольного объединения в саморегулируемые организации управляющих организаций.

2. Саморегулируемая организация управляющих организаций может учреждаться для разработки и установления правил и стандартов, обеспечивающих соблюдение членами такой саморегулируемой организации интересов управляющих организаций, собственников помещений в многоквартирных домах и осуществление эффективной деятельности по управлению многоквартирными домами, контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и дополнительных требований, установленных указанными правилами и стандартами.

3. Создание и функционирование саморегулируемых организаций управляющих организаций должны осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

4. Плановые проверки членов саморегулируемой организации управляющих организаций проводятся в соответствии с законодательством об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении не более чем восьми процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации управляющих организаций.».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 15; № 52, ст. 5597; 2006, № 27, ст. 2881; 2007, № 1, ст. 14; № 49, ст. 6071; 2009, № 19, ст. 2283) следующие изменения:

1) Дополнить статью 8 вторым абзацем следующего содержания:

«До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций льготы на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.».

2) дополнить статьей 23 следующего содержания:

«Статья 23

Размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилых помещениях в многоквартирных домах и в жилых домах при отсутствии индивидуальных приборов учета, до 1 января 2012 года рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, потребленные в не оборудованных приборами учета многоквартирных домах и в жилых домах, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг должен стимулировать собственников жилых домов и помещений в многоквартирном доме к осуществлению расчетов за коммунальные услуги на основании данных об объемах потребляемых холодной и горячей воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, определенных при помощи приборов учета коммунальных ресурсов.»;

Статья 3

Изложить статью 293 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301) в следующей редакции:

«Статья 293. Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение

Если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, в том числе из-за невыполнения обязанности по содержанию данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а для собственников комнаты в коммунальной квартире и общего имущества собственников комнат в такой квартире, орган местного самоуправления или лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством, может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения - также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения, выполнения обязанности по содержанию указанного общего имущества.

Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, не выполнит обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме или в коммунальной квартире, суд по иску органа местного самоуправления или лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, может в соответствии с жилищным законодательством принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.».

Статья 4

Дополнить абзац второй пункта 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4532; 2008, № 30, ст. 3603) словами «или оно расположено в многоквартирном доме и на него в соответствии с жилищным законодательством может быть обращено взыскание за несвоевременное или неполное внесение платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги».

Статья 5

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4295; 2003, № 27, ст. 2700, 2708, 2717; № 46, ст. 4434; № 50, ст. 4847, 4855; № 52, ст. 5037; 2004, № 31, ст. 3229; № 34, ст. 3529, 3533; № 44, ст. 4266; 2005, № 1, ст. 4, 9, 13, 40, 45; № 10, ст. 763; № 13, ст. 1077; № 19, ст. 1752; № 27, ст. 2719, 2721; № 30, ст. 3104, 3131; № 52, ст. 5574; 2006, № 1, ст. 10; № 2, ст. 172, 175; № 6, ст. 639; № 10, ст. 1067; № 12, ст. 1234; № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 19, ст. 2066; № 23, ст. 2380; № 31, ст. 3420, 3438, 3452; № 45; ст. 4641; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21, 29; № 16, ст. 1825; № 26, ст. 3089; № 30, ст. 3755; № 31, ст. 4007, 4008, 4015; № 41, ст. 4845; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5553; № 50, ст. 6246; 2008, № 18, ст. 1941; № 20, ст. 2251; № 30, ст. 3604) следующие изменения:

1) в статье 7.21 слово «переоборудование» заменить словом «переустройство»;

2) статью 7.22 изложить в следующей редакции:

«Статья 7.22. Нарушение требований к содержанию жилых помещений и правил содержания общего имущества в многоквартирных домах

1. Нарушение собственниками жилых домов и собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (далее в настоящей статье - помещение) требований к содержанию помещений и правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до двухсот рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Примечание. Административная ответственность, установленная в пункте 1 настоящей статьи, не применяется к лицам, которые не присутствовали на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме вследствие ненадлежащего оповещения, документально подтвержденной болезни, командировки иной уважительной причины, или голосовали за решение, которое было направлено на обеспечение надлежащего состояния общего имущества в многоквартирном доме, но которое не набрало требуемого числа голосов, либо голосовали против принятия решения, которое повлекло за собой нарушение правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

2. Нарушение лицами, ответственными за выполнение работ либо оказание услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.4, 7.13, 9.5 и 9.11 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Примечание. Административная ответственность, установленная в пункте 2 настоящей статьи, применяется к управляющим и другим организациям, а также лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ответственным за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а равно к должностным лицам, в случае возложения договором с собственниками помещений в многоквартирном доме или товариществом собственников жилья либо жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом обязанностей, невыполнение которых привело к нарушению правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Административная ответственность, установленная в пункте 2 настоящей статьи, не применяется к товариществам собственников жилья либо жилищным или иным специализированным потребительским кооперативам и должностным лицам этих организаций.

3. Нарушение порядка и правил: проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом; признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; признания жилого помещения непригодным для проживания; перевода жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение; согласования переустройства и (или) перепланировки жилого или нежилого помещения, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Примечание. К жилым помещениям в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.»;

3) дополнить статьей 7.221 следующего содержания:

«Статья 7.221. Несоблюдение требований жилищного законодательства об управлении многоквартирными домами

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение управляющей организацией обязанности передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с такими объектами документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение председателем или членом правления товарищества собственников жилья либо жилищного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - организация) обязанности передать вновь выбранному председателю правления организации предусмотренные законодательством Российской Федерации документы и печать указанной организации, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей.

Примечание. К предусмотренным законодательством Российской Федерации документам организации, в частности, относятся: устав организации и внесенные в него изменения и дополнения, документ о государственной регистрации организации, документы, подтверждающие права организации на имущество, находящееся на ее балансе, внутренние документы организации, включая, планы содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, сметы доходов и расходов на соответствующие годы, годовые отчеты, документы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, протоколы общих собраний членов организации, заседаний правления организации, ревизионной комиссии (ревизора) организации, бюллетени для голосования, а также доверенности (копии доверенностей) на участие в общем собрании членов организации, списки членов организации и списки собственников помещений в многоквартирном доме, заключения ревизионной комиссии (ревизора) организации (в частности, о сметах доходов и расходов и отчетах о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов), заключения аудитора организации, государственных и муниципальных органов финансового контроля, заключенные организацией договоры, судебные акты по спорам, связанным с деятельностью организации, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с такими объектами документы.»;

4) дополнить статью 9.16 частями 13 и 14 следующего содержания:

«13. Необоснованный отказ или уклонение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, от ремонта приборов учета потребляемых в многоквартирном или жилом доме энергетических ресурсов в установленные законодательством сроки -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

14. Необоснованный отказ или уклонение собственников помещений в многоквартирном доме и собственника жилого дома от установки, замены или ремонта приборов учета потребляемых в многоквартирном или жилом доме энергетических ресурсов в установленные законодательством сроки -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до двухсот рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.»;

5) дополнить статьями 19.82 и 19.83следующего содержания:

«Статья 19.82. Непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности управляющими организациями

1. Непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности управляющими организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о деятельности управляющих организаций и форм ее предоставления, включая сроки и периодичность предоставления информации управляющими, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Статья 19.83. Непредоставление сведений о деятельности или документов товарищества собственников жилья либо жилищного или иного специализированного потребительского кооператива

1. Непредоставление должностным лицом товарищества собственников жилья либо жилищного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом (далее в настоящей статье - организация), собственникам помещений в многоквартирном доме или лицам, указанным в части 1 статьи 139 Жилищного кодекса Российской Федерации, сведений или предоставление заведомо ложных сведений о решениях и деятельности органов управления организации по вопросам реализации прав и выполнения обязанностей организации, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, либо отказ выдать таким лицам письменный ответ о причине отклонения заявления о предоставлении указанных сведений, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

2. Непредоставление должностным лицом организации собственникам помещений в многоквартирном доме или лицам, указанным в части 1 статьи 139 Жилищного кодекса Российской Федерации, для ознакомления документов организации либо отказ выдать таким лицам письменный ответ о причине отклонения заявления о предоставлении документов организации для ознакомления, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

3. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, должностным лицом организации, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысячи до двух пяти рублей.

Примечания.

1. Под должностным лицом организации в настоящей статье понимаются председатель правления организации, член правления организации, председатель ревизионной комиссии организации, член ревизионной комиссии или ревизор организации.

2. Под документами организации в настоящей статье понимаются подлинники или надлежащим образом заверенные копии документов организации, указанных в примечании к статье 7.221 настоящего Кодекса.»;

6) в части 1 статье 23.1 после цифр «19.81,» дополнить словами «частью 2 статьи 19.82,»;

7) в части 1 статьи 23.55 после цифр «7.21 - 7.23» дополнить словами «частью 1 статьи 19.82, статьей 19.83»;

8) статью 28.2 дополнить частью 4.2 следующего содержания:

«4.2. Извещение собственников помещений в многоквартирном доме о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 7.22 настоящего Кодекса, считается надлежащим, если такие сведения содержатся в платежных документах, на основании которых вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, представленных указанным лицам в соответствии с жилищным законодательством или размещены на досках объявлений, расположенных в подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.»;

9) в статье 28.7:

а) часть 1 после слова «патентного» дополнить словом «, жилищного»;

б) часть 3.1 дополнить предложением следующего содержания «B случае совершения административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.22 настоящего Кодекса, копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении в течение суток может размещаться на досках объявлений, расположенных в подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.».

Статья 6

Внести в Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 48, ст. 5711) следующие изменения:

1) в статье 13:

а) последнее предложение части 1 изложить в следующей редакции: «Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, в отношении учета тепловой энергии на жилые дома независимо от площади и на многоквартирные дома, общей площадью не более 1500 квадратных метров, а также на объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).»;

б) в части 2 третье и четвертое предложения изложить в следующей редакции: «До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов по истечении сроков, установленных в настоящей статье, а также при нарушении установленных законодательством Российской Федерации сроков ремонта или замены приборов учета используемых энергетических ресурсов при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации указанных приборов учета расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (в многоквартирных домах при помощи коллективных (общедомовых) приборов учета).»;

в) второе предложение в части 5 изложить в следующей редакции: «При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов.»;

г) в части 7 второе предложение изложить в следующей редакции: «Многоквартирные дома могут быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета энергетических ресурсов или распределителями платы за отопление при горизонтальной разводке системы отопления и в других случаях, когда их установка экономически целесообразна»;

д) в третьем предложении в части 10 слова «представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи,» исключить»;

е) в части 12 четвертое предложение изложить в следующей редакции: «При этом собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, лица, ответственные за содержание многоквартирных домов в зависимости от реализуемого способа управления многоквартирным домом, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают соответствующей организации, указанной в части 9 настоящей статьи, равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, а лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, независимо от наличия решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме выставляют таким собственникам для оплаты расходы на установку коллективных (общедомовых) приборов учета в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме соответствующего собственника.», седьмое предложение изложить в следующей редакции: Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета в порядке, установленном настоящей частью для оплаты установки коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов.»;

2) часть 5 статьи 15 дополнить предложением следующего содержания «Энергетическое обследование многоквартирного дома проводится в добровольном порядке при принятии решения собственниками помещений в многоквартирном доме и за плату, вносимую лицу, ответственное за содержание многоквартирного дома, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме - лицу, проводящему энергетическое обследование.»;

3) часть 4 статьи 19 изложить в следующей редакции:

«4. При заключении энергосервисного договора (контракта) с лицом, которое ответственно за содержание многоквартирного дома (управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом), такое лицо вправе принимать на себя по энергосервисному договору (контракту) обязательства, для надлежащего исполнения которых собственникам помещений в многоквартирном доме необходимо совершать действия в отношении принадлежащих им помещений только при наличии в письменной форме согласия на их совершение каждого собственника помещения в многоквартирном доме, которому эти действия необходимо совершить. В противном случае такое условие энергосервисного договора (контракта) является ничтожным.»;

4) часть 1 статьи 20 изложить в следующей редакции:

«1. По согласованию между покупателем энергетических ресурсов и лицом, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации право на осуществление продажи, поставок, передачи соответствующих энергетических ресурсов такому покупателю, может быть заключен договор, в котором содержатся условия энергосервисного договора (контракта) и условия договора купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа) при условии соблюдения требований, установленных частями 1 и 2 статьи 19 настоящего Федерального закона. Цена указанного смешанного договора в части условий энергосервисного договора (контракта) определяется сторонами.».

Президент

Российской Федерации

Прикрепленные файлы: