О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

Законопроект № 391338-5
Вид закона: Федеральный закон
Инициаторы: Правительство РФ
| законопроекты | печать

Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 2, ст. 56; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 1, ст. 4; 1999, № 47, ст. 5622; 2002, № 12, ст. 1093; 2003, № 50, ст. 4858; 2005, № 10, ст. 760; 2007, № 49, ст. 6048; 2009, № 44, ст. 5172; 2010, № 17, ст. 1988) следующие изменения:

1) в статье 25:

а) в пункте 1:

в абзаце первом слова "собственные средства" заменить словами "собственный капитал";

абзац второй исключить;

б) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Собственный капитал страховщиков (за исключением обществ взаимного страхования) включает в себя уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал и нераспределенную прибыль.

Страховщики вправе инвестировать и иным образом размещать средства собственного капитала в соответствии с правилами, в которых устанавливаются:

состав (виды) активов, в которые допускается размещение средств собственного капитала, и требования к ним;

требования к структуре активов, в которые допускается размещение средств собственного капитала, предусматривающие в том числе разрешенный процент стоимости каждого вида активов (группы активов) от размера собственного капитала страховщика или его части.

Правила размещения страховщиками средств собственного капитала утверждаются органом страхового регулирования.

Размещение средств собственного капитала должно осуществляться на условиях диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности.";

в) в пункте 4 слова "собственных средств" заменить словами "собственного капитала";

г) дополнить пунктами 41 - 43 следующего содержания:

"41. Порядок расчета нормативного соотношения собственного капитала страховщика и принятых обязательств (в том числе определение показателей, величин и значений, используемых для его расчета), а также требования к приведению его в соответствие в случае нарушения устанавливаются органом страхового регулирования в зависимости от особенностей осуществляемых страховщиком видов страхования.

В случае нарушения страховщиком нормативного соотношения собственного капитала страховщика и принятых им обязательств страховщик обязан представить на согласование в орган страхового надзора план оздоровления финансового положения в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами органа страхового регулирования.

42. При расчете нормативного соотношения собственного капитала и принятых обязательств страховая организация вправе учитывать полученные ею субординированные займы в размере, не превышающем одной четвертой величины собственного капитала страховой организации.

В целях настоящего Закона под субординированным займом понимается привлечение страховой организацией денежных средств по договору займа, предусматривающему следующие особенности:

предоставление страховой организации денежных средств осуществляется на срок не менее 5 лет без права истребования их займодавцем до истечения указанного срока;

предельная величина размера процентов по договору займа не может превышать установленной на дату его заключения ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза;

не допускается расторжение договора или изменение его условий в течение срока действия договора по соглашению сторон.

Страховая организация не вправе учитывать при определении нормативного соотношения собственного капитала и принятых обязательств субординированные займы, полученные от других страховых организаций. Настоящее положение не распространяется на страховые организации, которые являются дочерними и зависимыми обществами страховой организации - займодавца.

Суммы субординированных займов, выданных страховой организацией ее дочерним и зависимым обществам, исключаются при расчете нормативного соотношения собственного капитала и принятых обязательств страховой организации, выдавшей субординированные займы.

43. В целях мониторинга финансового состояния страховщиков орган страхового надзора применяет систематизированный перечень финансовых показателей (коэффициентов), утверждаемый им по согласованию с органом страхового регулирования.";

д) пункт 5 исключить;

2) статью 26 изложить в следующей редакции:

"Статья 26. Страховые резервы

1. Для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию и взаимному страхованию страховщики формируют страховые резервы.

Под формированием страховых резервов понимается актуарная оценка величины обязательств страховщика по осуществлению предстоящих страховых выплат по договорам страхования, сострахования, перестрахования и их обслуживанию (страховых обязательств).

Формирование страховых резервов осуществляется на основании положения о формировании страховых резервов, разрабатываемого и утверждаемого страховщиком в соответствии с правилами формирования страховых резервов, в которых устанавливаются:

состав (виды) страховых резервов, обязательность и условия их формирования;

методы расчета страховых резервов и (или) определяющие их критерии;

требования к положению о формировании страховых резервов страховщика;

требования к документам, содержащим сведения и данные, необходимые для расчета страховых резервов, а также сроки их хранения;

методическое обеспечение по расчету доли перестраховщиков в страховых резервах.

Правила формирования страховых резервов утверждаются органом страхового регулирования.

2. Средства страховых резервов используются исключительно для осуществления страховых выплат.

3. Средства страховых резервов не подлежат изъятию в федеральный бюджет и бюджеты иных уровней бюджетной системы Российской Федерации.

4. Страховщики вправе инвестировать и иным образом размещать средства страховых резервов в соответствии правилами, в которых устанавливаются:

состав (виды) активов, в которые допускается размещение средств страховых резервов, и требования к ним;

требования к структуре активов, в которые допускается размещение средств страховых резервов, предусматривающие в том числе разрешенный процент стоимости каждого вида активов (группы активов) от величины страховых резервов страховщика или их отдельных видов.

Правила размещения страховщиками средств страховых резервов утверждаются органом страхового регулирования.

Размещение средств страховых резервов должно осуществляться на условиях диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности.

5. При осуществлении страхования объектов личного страхования, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 настоящего Закона, страховщик вправе предоставить страхователю - физическому лицу заем в пределах страхового резерва, сформированного по договору страхования, заключенному на срок не менее пяти лет.

Порядок и условия предоставления указанного займа устанавливаются в договоре займа, заключаемом между страховщиком и страхователем.";

3) дополнить статьями 261 и 262 следующего содержания:

"Статья 261. Фонд предупредительных мероприятий

1. Страховые организации вправе за счет чистой прибыли формировать фонд предупредительных мероприятий в целях финансирования мероприятий по предупреждению наступления страховых случаев и снижению возможного ущерба (далее - предупредительные меры).

2. Порядок формирования фонда предупредительных мероприятий и финансирования предупредительных мер устанавливается положением о формировании фонда предупредительных мероприятий и об осуществлении предупредительных мер страховой организации, утверждаемом в порядке, установленном учредительными документами страховой организации.

В положении о формировании фонда предупредительных мероприятий и об осуществлении предупредительных мер страховой организации должны быть определены перечень видов страхования, по которым формируется фонд предупредительных мероприятий, исчерпывающий перечень предупредительных мер и порядок их финансирования, а также формы осуществления контроля за выполнением предупредительных мер.

3. Страховые организации осуществляют финансирование предупредительных мер на основании договоров с лицами, деятельность которых связана с выполнением работ и оказанием услуг по конкретным видам предупредительных мер, указанным в положении о формировании фонда предупредительных мероприятий и об осуществлении предупредительных мер страховой организации.

Для проведения предупредительных мер указанные лица на определенные федеральными законами виды деятельности должны иметь разрешения (лицензии) для осуществления соответствующего вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Положения настоящей статьи не распространяются на формирование и использование резерва финансирования предупредительных мероприятий по обязательному медицинскому страхованию.

Статья 262. Передача страхового портфеля

1. Страховщик (за исключением общества взаимного страхования) может, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан передать права и обязанности (обязательства) по договорам страхования (страховой портфель) другому страховщику или нескольким страховщикам (замена страховщика).

В целях настоящего Закона под передачей страхового портфеля понимается передача одним страховщиком совокупности прав и обязанностей (обязательств) по заключенным им договорам страхования другому страховщику или нескольким страховщикам, имеющим лицензии на осуществление тех видов страхования, по которым передается страховой портфель, и удовлетворяющим требованиям финансовой устойчивости с учетом вновь принятых обязательств. Страховой портфель не может быть принят обществом взаимного страхования.

В состав передаваемого страхового портфеля включаются:

страховые резервы, сформированные по договорам страхования, права и обязанности (обязательства) по которым передаются другому страховщику (другим страховщикам);

активы, в которые размещены средства передаваемых страховых резервов (страховых обязательств).

Страховщик, передающий страховой портфель, передает обязательства по договорам страхования, действующим на дату принятия решения о передаче страхового портфеля, а также договорам страхования, срок действия которых истек на дату принятия решения о передаче страхового портфеля, но обязательства по которым страховщиком не исполнены в полном объеме, вместе с правами требования уплаты страховых премий по указанным договорам страхования страховщику, принимающему страховой портфель. Права и обязанности (обязательства), возникшие из одного договора страхования, могут быть переданы только одному страховщику.

В случае, если помимо обязательств, вытекающих из договоров страхования, возникают иные обязательства (по договорам перестрахования, соглашению о прямом возмещении убытков), их передача осуществляется по согласованию между страховщиком, передающим страховой портфель, и страховщиком, принимающим страховой портфель.

Стоимость активов, передаваемых в составе страхового портфеля, может соответствовать величине передаваемых страховых обязательств, а также может быть больше величины передаваемых страховых обязательств (передача страхового портфеля с надбавкой) и меньше величины передаваемых страховых обязательств (передача страхового портфеля с дисконтом).

Передача страхового портфеля с дисконтом не допускается, если стоимость активов, передаваемых в составе страхового портфеля, составляет менее половины величины передаваемых страховых обязательств (за исключением случаев несостоятельности (банкротства) страховщика и иных случаев, предусмотренных федеральными законами).

Передача страхового портфеля с надбавкой не допускается, если величина надбавки (сумма превышения стоимости активов над величиной передаваемых страховых обязательства) превышает величину разности между стоимостью чистых активов и уставным капиталом страховщика, передающего страховой портфель.

При передаче страхового портфеля, в составе которого недостаточно активов, недостающая часть активов может быть компенсирована на условиях, предусмотренных федеральными законами.

Стоимость активов, передаваемых в составе страхового портфеля, определяется по балансовой стоимости или рыночной стоимости, определяемой независимым оценщиком.

2. Передача страхового портфеля может осуществляться по собственной инициативе страховщика или в порядке, установленном федеральными законами.

Основаниями, влекущими принятие страховщиком решения о передаче страхового портфеля по собственной инициативе, являются:

ухудшение финансового состояния страховщика, выразившееся в нарушении установленных требований финансовой устойчивости и платежеспособности;

решение страховщика о реорганизации или ликвидации;

решение страховщика об изменении приоритетных направлений деятельности (в том числе изменение специализации);

исключение страховщика из профессионального объединения страховщиков в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, являющееся основанием для отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности или вида страхования.

Передача страхового портфеля может также осуществляться в случаях и по основаниям, которые предусмотрены федеральными законами об обязательных видах страхования, при отзыве лицензии и (или) несостоятельности (банкротстве) страховщика в порядке, установленном федеральными законами.

3. Передача страхового портфеля оформляется договором об уступке прав требований и переводе долга (далее - договор о передаче страхового портфеля), заключаемом страховщиками в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В договоре о передаче страхового портфеля по соглашению его сторон предусматриваются:

перечень договоров страхования, права и обязанности (обязательства) по которым передаются другому страховщику, а также критерии его формирования;

состав, порядок и сроки передачи документов по договорам страхования, права и обязанности (обязательства) по которым передаются другому страховщику, а также документов, отражающих
исполнение договоров страхования (оригиналы договора страхования, документов, подтверждающих оплату страховой премии (страховых взносов), документов, собранных страховщиком при урегулировании страховых случаев, документация, подтверждающая осуществление страховых выплат, документы по неурегулированным страховым случаям и другие документы);

размер передаваемых страховых резервов;

состав и стоимость передаваемых активов и срок их передачи;

распределение долей страхового портфеля между несколькими страховщиками (в случае передачи страхового портфеля нескольким страховщикам);

сроки осуществления процедур передачи страхового портфеля;

составление акта приемки-передачи страхового портфеля, с момента подписания которого к принимающему страховщику (страховщикам) переходят все права и обязанности по договорам страхования;

другие условия, отражающие особенности договора о передаче страхового портфеля.

4. При передаче страхового портфеля применяется порядок согласования замены страховщика со страхователями и иными лицами, в пользу которых заключен договор страхования (застрахованные лица, выгодоприобретатели), установленный настоящим Законом.

Правила о получении согласия кредитора о переводе долга на другое лицо не применяются.

Страховщик, передающий страховой портфель, обязан направить письменное обращение (с уведомлением о вручении) страхователю либо иному лицу, в пользу которого заключен договор страхования, содержащее следующую информацию:

причины и порядок передачи страхового портфеля;

наименование и местонахождение страховщика, принимающего страховой портфель;

информацию о деятельности страховщика, принимающего страховой портфель, и его финансовом положении, предоставленную страховщиком, принимающим страховой портфель;

просьбу о выражении письменного согласия или отказа на замену страховщика с указанием срока их представления;

разъяснение о праве на отказ от замены страховщика, а также последствиях такого отказа.

Отказ от замены страховщика влечет досрочное прекращение договора страхования и возврат части страховой премии пропорционально неистекшему сроку действия страхования или выплату выкупной суммы.

В случае, если не получен письменный ответ (согласия или отказа) от страхователя либо иного лица, в пользу которого заключен договор страхования (застрахованного лица, выгодоприобретателя), в течение 45 дней с даты получения страхователем (застрахованным лицом, выгодоприобретателем) указанного обращения, договор страхования подлежит передаче в составе страхового портфеля.

5. Порядок передачи страхового портфеля устанавливается в положении, в котором устанавливаются:

требования к определению состава передаваемого страхового портфеля и порядку составления перечня договоров страхования, права и обязанности по которым передаются другому страховщику;

порядок подтверждения страховщиком, принимающим страховой портфель, соответствия указанного страховщика требованиям финансовой устойчивости с учетом вновь принимаемых обязательств;

особенности передачи страхового портфеля в случаях, предусмотренных федеральными законами об обязательных видах страхования, при отзыве лицензии и (или) несостоятельности (банкротстве) страховщика;

порядок опубликования в средствах массовой информации уведомления о передаче страхового портфеля и сообщения о завершении передачи страхового портфеля;

порядок определения размера страховых резервов и активов, подлежащих передаче;

перечень документов, передаваемых страховщику, принимающему страховой портфель;

формы, порядок и сроки составления документов, подлежащих оформлению при передаче страхового портфеля;

особенности бухгалтерского учета по операциям, связанным с передачей страхового портфеля.

Положение о передаче страхового портфеля утверждается органом страхового регулирования.

6. Страховщик, передающий страховой портфель, осуществляет следующие действия:

1) составляет перечень договоров страхования, права и обязанности (обязательства) по которым передаются другому страховщику;

2) содействует в проведении проверки соответствия договоров страхования, права и обязанности (обязательства) по которым передаются другому страховщику, законодательству Российской Федерации;

3) определяет размер страховых резервов по договорам страхования, права и обязанности (обязательства) по которым передаются другому страховщику, а в случае передачи страхового портфеля нескольким страховщикам - размер страховых резервов, приходящийся на каждого страховщика, принимающего страховой портфель;

4) определяет виды и стоимость активов, подлежащих передаче в составе страхового портфеля;

5) согласовывает замену страховщика со страхователями и (или) иными лицами, в пользу которых заключен договор страхования, в порядке, предусмотренном настоящим Законом;

6) в сроки, установленные положением о передаче страхового портфеля, опубликовывает уведомление о передаче страхового портфеля, содержащее информацию, указанную в пункте 4 настоящей статьи, на своем сайте в сети Интернет, в печатном органе, определенном органом страхового надзора, и двух периодических печатных изданиях, тираж каждого из которых составляет не менее 10 тысяч экземпляров и которые распространяются на территории осуществления деятельности страховщика. Указанное уведомление о передаче страхового портфеля также подлежит направлению в орган страхового надзора для размещения на его официальном сайте в сети Интернет;

7) подготавливает, согласовывает со страховщиком (страховщиками), принимающим страховой портфель, договор о передаче страхового портфеля и подписывает его;

8) осуществляет урегулирование отношений со страхователями, застрахованными лицами и выгодоприобретателями по заявленным страховым случаям, поданным заявлениям о расторжении договоров страхования и отказам на замену страховщика, поступившим до даты передачи страхового портфеля, согласованной сторонами договора о передаче страхового портфеля;

9) передает страховщику (страховщикам), принимающему страховой портфель, активы, включенные в состав страхового портфеля;

11) составляет и подписывает акт приемки-передачи страхового портфеля;

12) исполняет иные обязанности, вытекающие из договора о передаче страхового портфеля.

7. Страховщик, принимающий страховой портфель, осуществляет следующие действия:

1) организовывает проверку договоров страхования, права и обязанности (обязательства) по которым принимаются по договору о передаче страхового портфеля, на их соответствие законодательству Российской Федерации;

2) представляет страховщику, передающему страховой портфель, информацию о своей деятельности и финансовом положении;

3) подписывает договор о передаче страхового портфеля;

4) принимает документы, предусмотренные договором о передаче страхового портфеля и положением о передаче страхового портфеля, а также активы, включенные в состав страхового портфеля;

5) подписывает акт приемки-передачи страхового портфеля;

6) с даты подписания акта приемки-передачи страхового портфеля начинает исполнение обязанностей (обязательств) и осуществление прав по договорам страхования принятого страхового портфеля;

7) сообщает перестраховщикам о замене перестрахователя в договорах перестрахования, заключенных страховщиком, передавшим страховой портфель, и возложении на себя обязанности по исполнению договоров страхования принятого страхового портфеля;

8) исполняет иные обязательства, вытекающие из договора о передаче страхового портфеля.

8. В случае, если правила страхования страховщика, принимающего страховой портфель, не соответствуют правилам страхования страховщика, передающего страховой портфель, страховщик, принявший страховой портфель, исполняет обязанности (обязательства) по договорам страхования согласно условиям, на которых они были заключены, о чем направляет соответствующее уведомление в орган страхового надзора.

Страховщик, принявший страховой портфель, вправе согласовать изменение условий договоров страхования со страхователями и внести изменения в договоры страхования в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

9. Страховщик, принимающий страховой портфель, до подписания акта приемки-передачи страхового портфеля вправе исключить из перечня договоров страхования, права и обязанности (обязательства) по которым ему передаются, договоры страхования, заключенные с нарушениями законодательства Российской Федерации, выявленными в ходе проверки.

10. После подписания акта приемки-передачи страхового портфеля должно быть опубликовано сообщение о завершении передачи страхового портфеля с указанием информации о страховщике, принявшем страховой портфель, и дате начала исполнения им обязательств по договорам страхования, включенным в переданный страховой портфель:

в течение трех рабочих дней - на сайте страховщика, передавшего страховой портфель, и на сайте страховщика, принявшего страховой портфель, в сети Интернет;

в течение пятнадцати рабочих дней - в печатном органе, определенном органом страхового надзора, и двух периодических печатных изданиях, тираж каждого из которых составляет не менее 10 тысяч экземпляров и которые распространяются на территории осуществления деятельности страховщиков.

11. По истечении трех месяцев со дня подписания акта приемки-передачи страхового портфеля страховщик, принявший страховой портфель, обязан привести состав и структуру активов, в которые размещены средства страховых резервов и собственного капитала, в соответствие с требованиями, установленными настоящим Законом и нормативными правовыми актами органа страхового регулирования.";

4) статью 28 изложить в следующей редакции:

"Статья 28. Учет и отчетность

1. Страховщики ведут бухгалтерский учет, составляют бухгалтерскую и статистическую отчетность, а также иную отчетность, необходимую для осуществления контроля и надзора за деятельностью страховщиков (далее - специализированная отчетность).

2. Специализированная отчетность страховщика содержит следующую информацию:

1) нормативное соотношение собственного капитала страховщика и принятых обязательств;

2) состав и величина сформированных страховых резервов и их изменениях;

3) состав и структура активов, в которые размещены средства собственного капитала;

4) состав и структура активов, в которые размещены средства страховых резервов;

5) формирование фонда предупредительных мероприятий и финансирование предупредительных мер;

6) операции перестрахования по перестрахователям и перестраховщикам;

7) формирование финансового результата по отдельным видам страхования;

8) состав акционеров (участников) и их долях в уставном капитале страховщика.

3. План счетов бухгалтерского учета страховщиков, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету операций по страхованию, сострахованию, перестрахованию и взаимному страхованию утверждаются органом страхового регулирования.

4. Страховщики представляют в орган страхового надзора статистическую и специализированную отчетность по формам и в порядке, которые установлены органом страхового регулирования.

Страховщики представляют в орган страхового надзора бухгалтерскую отчетность по формам и в порядке, которые утверждаются органом страхового регулирования в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".

Страховые брокеры представляют в орган страхового надзора статистическую отчетность по формам и в порядке, которые установлены органом страхового регулирования.

Условия и форматы представления отчетности страховщиков и страховых брокеров в виде набора файлов по электронной почте или на сменных носителях информации, а также контрольные соотношения ее показателей устанавливаются и доводятся до сведения страховщиков и страховых брокеров органом страхового надзора не менее чем за 30 дней до отчетной даты путем размещения на официальном сайте в сети Интернет.

5. Орган страхового надзора опубликовывает в определенном им печатном органе официальную информацию, содержащуюся в отчетности субъектов страхового дела. Состав и объем официальной информации определяются органом страхового надзора по согласованию с органом страхового регулирования.

6. Учет операций по страхованию объектов личного страхования, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 настоящего Закона, и учет операций по страхованию иных объектов страхования ведутся раздельно.";

5) дополнить статьями 281 и 282 следующего содержания:

"Статья 281. Внутренний контроль

1. Страховщик (за исключением обществ взаимного страхования) обязан организовывать внутренний контроль.

Внутренний контроль - деятельность, осуществляемая страховщиком (его органами управления, подразделениями и работниками) и направленная на достижение следующих целей:

эффективность и результативность финансово-хозяйственной деятельности страховщика (в том числе безубыточность деятельности) при совершении страховых и иных операций;

эффективность управления активами, включая обеспечение их сохранности, собственным капиталом, страховыми и иными обязательствами страховщика;

эффективность управления рисками страховщика (выявление, оценка рисков, определение приемлемого уровня рисков, принимаемых на себя страховщиком, принятие мер по их поддержанию на уровне, не угрожающем финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика);

достоверность, полнота, объективность и своевременность составления и представления бухгалтерской, статистической и специализированной отчетности;

поддержание этических принципов и профессионализма (компетентности) работников;

противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определенными учредительными и внутренними организационно-распорядительными документами страховщика, должны осуществлять:

1) органы управления страховщика;

2) ревизионная комиссия (ревизор);

3) главный бухгалтер (его заместители);

4) внутренний аудитор (служба внутреннего аудита);

5) специальное должностное лицо (структурное подразделение), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, разработанных в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

6) иные работники и подразделения страховщика в соответствии с полномочиями, определяемыми внутренними организационно-распорядительными документами страховщика.

Статья 282. Внутренний аудит

1. В целях обеспечения надлежащего уровня надежности внутреннего контроля, оценки его эффективности и проверки соответствия деятельности страховщика законодательству Российской Федерации, в том числе страховому законодательству, нормативным правовым актам органа страхового регулирования, актам органа страхового надзора, а также правилам и стандартам профессиональных объединений, союзов, ассоциаций страховщиков, положениям внутренних организационно-распорядительных документов страховщик (за исключением обществ взаимного страхования) организует внутренний аудит, для чего он назначает должностное лицо (далее - внутренний аудитор) или создает отдельное структурное подразделение (далее - служба внутреннего аудита).

2. В целях организации внутреннего аудита страховщик утверждает положение об организации и осуществлении внутреннего аудита (далее - положение о внутреннем аудите), которое должно определять:

цели и задачи внутреннего аудита;

объекты внутреннего аудита по направлениям управления рисками и направлениям деятельности страховщика;

формы и методы внутреннего аудита;

порядок действий внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) в случае выявления нарушений и недостатков в деятельности страховщика;

состав, формы и порядок представления отчетности, составляемой по результатам проведенных проверок;

контроль (включая проведение повторных проверок) за принятием мер по устранению выявленных внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) нарушений и недостатков;

порядок информирования акционеров (участников) страховщика обо всех нарушениях, допускаемых органами управления страховщика в случае принятии ими решений по вопросам, отнесенным к компетенции акционеров (участников) страховщика;

иные положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Положение о внутреннем аудите утверждается советом директоров (наблюдательным советом) страховщика, а при его отсутствии - общим собранием акционеров (участников) страховщика.

3. Внутренний аудитор (руководитель службы внутреннего аудита) страховщика назначается на должность и освобождается от должности на основании решения совета директоров (наблюдательного совета), а при его отсутствии - на основании решения общего собрания акционеров (участников) страховщика. Внутренний аудитор (руководитель службы внутреннего аудита) подчиняется и подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) или общему собранию акционеров (участников) страховщика.

4. Деятельность в должности внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита) является основным местом работы лица, назначенного на такую должность, без права совмещения должностей.

Внутренний аудитор, руководитель и работники службы внутреннего аудита, ранее занимавшие должности в других структурных подразделениях страховщика, могут участвовать в проверке деятельности этих структурных подразделений по истечении двенадцати месяцев со дня окончания работы в этих структурных подразделениях.

5. Внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) страховщика:

1) проверяет соответствие деятельности страховщика законодательству Российской Федерации, правилам и иным обязательным к применению документам профессиональных объединений, ассоциаций, союзов страховщиков, учредительным документам и внутренним организационно-распорядительным документам страховщика;

2) проверяет соблюдение страховщиком правил внутреннего контроля и реализацию программ по его осуществлению, в том числе разработанных в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

3) проверяет достоверность, полноту, объективность и своевременность предоставления структурными подразделениями страховщика (в том числе обособленными) соответствующей отчетной или запрашиваемой информации органам управления и акционерам (участникам) страховщика;

4) проводит анализ причин, приводящих к допущению выявляемых нарушений и недостатков;

5) дает рекомендации о принятии мер, направленных на предупреждение аналогичных нарушений и недостатков в дальнейшей деятельности страховщика;

6) дает заключения на проекты внутренних организационно-распорядительных документов страховщика.

6. Внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) вправе:

1) осуществлять проверки по всем направлениям деятельности страховщика, включая деятельность отдельного структурного подразделения или работника;

2) получать от руководителей и работников структурных подразделений страховщика все документы, материалы и сведения, необходимые при осуществлении своих полномочий;

3) иметь доступ ко всем материалам, сведениям, документам и файлам, хранящимся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах страховщика, без права внесения в них изменений.

7. Внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) обязан:

1) обеспечивать сохранность и возврат полученных от соответствующих структурных подразделений страховщика материалов, документов и сведений;

2) соблюдать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении своих полномочий;

3) информировать обо всех случаях выявленных нарушений (недостатков) при осуществлении своих полномочий единоличный и коллегиальный исполнительный орган страховщика, а также руководителя структурного подразделения страховщика, в котором выявлено соответствующее нарушение (недостаток);

4) контролировать исправление и устранение выявленных по результатам проверок нарушений (недостатков), а также соблюдение рекомендованных им мер по предупреждению аналогичных нарушений в дальнейшей деятельности страховщика.

8. Полномочия, права и обязанности внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) устанавливаются внутренними организационно-распорядительными документами страховщика с учетом пунктов 5 - 7 настоящей статьи.

9. По результатам проведенных проверок внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) составляет квартальные отчеты, которые представляются органам управления страховщика, и годовые отчеты, которые представляются акционерам (участникам) страховщика на их ежегодном общем собрании. Помимо информации о выявленных в ходе проверок нарушениях и недостатках и их последствиях указанные отчеты должны содержать информацию о ходе исправления (устранения) ранее выявленных нарушений и недостатков.

В случае выявления в ходе проверок фактов нарушений, допускаемых органами управления страховщика в виде принятия ими решений по вопросам, отнесенным к компетенции акционеров (участников) страховщика, внутренний аудитор (руководитель службы внутреннего аудита) письменно уведомляет акционеров (участников), имеющих более одного процента акций (долей участия в уставном капитале) страховщика не позднее 15 дней с момента выявления такого нарушения.

10. По запросу органа страхового надзора страховщики обязаны представлять отчеты внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) в сроки, установленные запросом.";

6) статью 29 изложить в следующей редакции:

"Статья 29. Обязательный аудит отчетности страховщика

1. Годовая бухгалтерская отчетность и годовая консолидированная финансовая отчетность страховщика подлежит обязательному аудиту аудиторской организацией.

2. По результатам аудита годовой бухгалтерской отчетности страховщика аудиторская организация обязана составить помимо аудиторского заключения о достоверности годовой бухгалтерской отчетности страховщика заключение о выполнении страховщиком требований финансовой устойчивости и платежеспособности, установленных настоящим Законом и нормативными правовыми актами органа страхового регулирования, а также о состоянии внутреннего контроля страховщика.

3. Обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности и годовой консолидированной финансовой отчетности страховщика проводится до утверждения этой отчетности.

4. Заключение аудиторской организации о достоверности годовой бухгалтерской отчетности страховщика и заключение о выполнении страховщиком требований финансовой устойчивости и платежеспособности и состоянии его внутреннего контроля подлежат опубликованию страховщиком вместе с этой отчетностью.";

7) дополнить статьей 291 следующего содержания:

"Статья 291. Публикация годовой отчетности страховщика

1. Утвержденная в установленном порядке годовая бухгалтерская отчетность, годовая консолидированная финансовая отчетность страховщика и годовая специализированная отчетность подлежат обязательному опубликованию.

2. Публикация страховщиками отчетности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, должна осуществляться в периодическом печатном издании, тираж которого составляет не менее 3 тысяч экземпляров и которое распространяется на территории осуществления деятельности страховщика. Сведения о публикации отчетности сообщаются страховщиком в орган страхового надзора.

3. Состав публикуемых форм отчетности страховщика и порядок ее опубликования устанавливаются органом страхового регулирования.";

8) в статье 32:

а) пункт 2 дополнить подпунктами 15 и 16 следующего содержания:

"15) сведения о внутреннем аудиторе (руководителе службы внутреннего аудита);

16) положение о внутреннем аудите.";

б) в пункте 10 слова "8 - 13 пункта 2" заменить словами "8 - 13, 15
и 16 пункта 2";

9) в статье 321:

а) в пункте 5 слова "и главный бухгалтер" заменить словами
", главный бухгалтер и внутренний аудитор (руководитель службы внутреннего аудита)";

б) дополнить пунктами 6 и 7 следующего содержания:

"6. На должность руководителя и главного бухгалтера страховщика не может быть назначено лицо, которое:

осуществляло функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера страховщика в момент совершения этим страховщиком нарушений, за которые у него была отозвана лицензии на осуществление страховой деятельности, если с даты такого отзыва прошло менее двух лет;

имеет судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.

7. Внутренний аудитор (руководитель службы внутреннего аудита) страховщика должен иметь высшее юридическое, экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем юридическом, экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной, иной финансовой организации или аудиторской организации, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

На должность внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита) страховщика не может быть назначено лицо, которое:

осуществляло функции единоличного исполнительного органа или входило в состав коллегиального исполнительного органа страховщика в течение двух лет, предшествующих дате назначения на должность внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита);

осуществляло функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера и внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита) страховщика в момент совершения этим страховщиком нарушений, за которые у него была отозвана лицензии на осуществление страховой деятельности, если с даты такого отзыва прошло менее двух лет;

является акционером (участником) страховщика;

состоит в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с акционерами (участниками) страховщика, с лицом, которое является единоличным исполнительным органом или входит в состав коллегиального исполнительного органа страховщика, а также с главным бухгалтером страховщика;

имеет судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.";

10) в подпункте 3 пункта 2 статьи 326 слова "нормативного соотношения активов и принятых обязательств" заменить словами "нормативного соотношения собственного капитала и принятых обязательств";

11) в пункте 7 статьи 328 слова "достаточными собственными средствами" заменить словами "достаточным собственным капиталом".

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

2. Страховщики, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, по истечении трех месяцев со дня его вступления в силу должны соответствовать требованиям, установленным пунктами 5, 8 и 9 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Президент

Российской Федерации

Прикрепленные файлы: