1. Главная / Документы / Судебные решения 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| судебные решения | печать | 1827

О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы

Высший Арбитражный Суд РФ постановление Пленума от 17.11.2011 № 72
В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг (товариществами собственников жилья, управляющими компаниями), связанных с расчетами за поставленные коммунальные ресурсы, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.

1. Согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается налогом на добавленную стоимость (далее — НДС), в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.

2. Поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Для установления этого обстоятельства судом могут быть запрошены необходимые сведения у регулирующего органа, а в случае необходимости — назначена экспертиза (статья 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

3. Если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению.

4. Если из обстоятельств дела следует, что при утверждении размера тарифа регулирующим органом в него была включена сумма НДС, то у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания для предъявления к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) суммы НДС сверх утвержденного тарифа.

Исполнитель коммунальных услуг, уплативший ресурсоснабжающей организации сумму НДС сверх тарифа, размер которого утвержден с учетом НДС, вправе требовать возврата этой суммы как неосновательно приобретенной ресурсоснабжающей организацией (пункт 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Председатель

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

А. Иванов

Секретарь Пленума

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

Т. Завьялова

Комментарии:
  • добруник марина, 02.01.2012, 21:31
    Монополисты наказали собственников квартир, которые осмелились создать ТСЖ в своих домах (п. 1 ст. 135 ЖК РФ).
               За тепловую энергию, горящую и холодную воду при таком способе управления они должны платить на 18% (на НДС) больше, чем в случае заключении ПРЯМЫХ договоров при непосредственном способе управления (ст. 164 ЖК РФ).

                 Из толкования норм НК РФ,  данного в Постановлении Президиума Пленума ВАС РФ № 72 от 17.11.2011  следует, что исполнители коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК и прочие ПК) по договору поставки (ст. 506 ГК РФ), покупают ОПТОМ коммунальные ресурсы (п. 1 ст. 168 НК РФ), с целью их реализации населению  по договорам розничной купли - продажи (ст. 492 ГК РФ) в виде коммунальных услуг (п. 6 ст. 168 НК РФ).
                
    НА САМОМ ДЕЛЕ !!!

                В многоквартирном доме потребителями ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ являются собственники помещений в этом доме, поскольку именно им принадлежат на праве собственности теплопотребляющие и водопотребляющие БЫТОВЫЕ установки (радиаторы и батареи, ванны и умывальники) (п. 2 ст. 539 и п. 1 ст. 540 ГК РФ, ст. 2  № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении», ст. 2 и 15 № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении»), а также - на праве общедолевой собственности - внутридомовые инженерные системы горячего водоснабжения и отопления (п. 1 ст. 36 ЖК РФ, п. 5 и 6 раздела 1 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006).
                И именно у потребителей указанных ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ресурсов, возникает обязанность до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем оплачивать за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения поставщику этих услуг (теплоснабжающей организации, организации коммунального комплекса) (ст. 153, п.4 ст. 154, п.1 ст. 155 ЖК РФ).
                ТСЖ расплачивается с поставщиками коммунальных услуг из средств, поступающих на его  р/с от собственников помещений в многоквартирном доме (пп.1 п. 2 ст. 151, п. 5 и 6 ст. 155 ЖК РФ), действуя на условиях представительства (п. 8 ст. 138 ЖК РФ).  
                Согласно пункту 1 статьи 182 ГК РФ, сделка совершенная Представителем непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности Представляемого.

    ТРЕБОВАНИЯ:

    1.    Убрать из нормативных актов понятия и словосочетания: «коммунальные ресурсы», «предоставление коммунальных услуг», «исполнитель коммунальных услуг», «потребитель коммунальных услуг», «поставщики коммунальных ресурсов», «ресурсоснабжающая организация», «договор продажи коммунальных ресурсов».

                 Манипулирование этими понятиями позволило монополистам в сфере теплоснабжения и водоснабжения обойти предельный индекс максимально возможного изменения тарифов для населения (10 – 20%), ежегодно увеличивая тарифы еще на 18% (на НДС).

           2.   Отстранить от должности Председателя ВАС РФ Иванова А.А., подписавшего Постановление Президиума Пленума ВАС РФ № 72 от 17.11.2011.
                
                 Уж больно оно коррупционно и чревато социальным взрывом.

                  По данным на 1 ноября 2011 года, неплатежи достигли 781 миллиарда рублей. Об этом 14.12.2011 сообщил министр регионального развития Виктор Басаргин.
                  Из них долги по НДС (18/118) составляют 119 миллиардов рублей.
                  Басаргин привел и другие, не менее шокирующие цифры: 300 миллиардов рублей - объем просроченной задолженности, из которых 30 миллиардов - так называемые безнадежные долги. Их уже вряд ли удастся взыскать. Помимо них есть и текущие неплатежи, то есть те, которые накопились за последний месяц, - это 139 миллиардов рублей.

    КАК ПОГАСИТЬ НАЗРЕВАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ВЗЫВ?
      
              Дмитрий Медведев подписал перечень поручений по итогам заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 4 октября 2011 года в Нарьян-Маре. Ключевое из них:
    •    Ускорить принятие нормативных правовых актов, направленных на применение механизма «расщепления» платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги между ресурсоснабжающими организациями и организациями, осуществляющими управление жилищным фондом, его эксплуатацию и обслуживание.
    Срок – 15 ноября 2011 года.

                Если это перевести на язык, понятный потребителям – гражданам:

    •    В кратчайшие сроки восстановить институт ПРЯМЫХ договоров (ст. 450 ГК РФ), существовавший до декабря 2004 года.