1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать | 3240

Учёт отраслевой специфики: ПБУ или инструкция?

Необходимо ли на угольном разрезе при учёте затрат на производство для целей бухгалтерского учёта руководствоваться Инструкцией по планированию, учёту и калькулированию себестоимости добычи и обогащения угля (сланца), утверждённой Минтопэнерго России 25.12.96, или достаточно действующих ПБУ?

Законодательство РФ о бухгалтерском учёте состоит из Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (далее – Закон о бухгалтерском учёте), устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта в РФ, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ (ст. 3 Закона о бухгалтерском учёте).

Нормы Закона о бухгалтерском учёте распространяются на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (п. 1 ст. 4 Закона о бухгалтерском учёте).

Общее методологическое руководство бухгалтерским учётом в РФ осуществляется Правительством РФ. Оно наделило Минфин России полномочиями по утверждению порядка ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности (п. 5.2.21. Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329).

Разрабатывать и утверждать нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учёта могут только органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учёта, при этом они не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина России (п. 2 ст. 5 Закона о бухгалтерском учёте).

Правительство РФ не наделяло Минэнерго (бывшее Минтопэнерго) России полномочиями по регулированию бухгалтерского учёта (раздел II положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 № 400).

В тоже время Мерами по реализации программы реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности, одобренными Правительством РФ Письмом от 13.04.2001 № КА-П13-06573, предусмотрено утверждение отраслевых инструкций по учёту доходов и расходов по обычным видам деятельности, исполнителем которых в первую очередь должны быть федеральные органы власти, осуществляющие оперативное управление отраслями экономики России.

Минфин России считает, что до завершения работы по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов, организации для целей учёта фактических затрат на производство продукции (работ, услуг) и калькулирования себестоимости продукции должны руководствоваться действующими в настоящее время отраслевыми инструкциями (указаниями) в части, не противоречащей действующим ПБУ (письма Минфина России от 29.04.2002 № 16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учёта затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)», от 05.12.2002 № 04-02-06/1/155).

Арбитражные суды при принятии решений также нередко руководствуются положениями отраслевых инструкций по учёту затрат и калькулированию себестоимости, ссылаясь на Письмо Минфина России от 29.04.2002 № 16-00-13/03 (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11.10.2006 № Ф04-6616/2006(27128-А27-31); Московского округа от 12.11.2009 № КА-А40/11761-09-П-2).

Таким образом, при учёте затрат на производство для целей бухгалтерского учёта на угольном разрезе надлежит руководствоваться действующими нормами ПБУ. При этом положения Инструкции по планированию, учёту и калькулированию себестоимости добычи и обогащения угля (сланца), утверждённой Минтопэнерго 25.12.96, вам следует использовать в части, не противоречащей действующим ПБУ и методическим указаниям, утверждённым Минфином России.