Активы и спрос

| консультации | печать

"Проблема, в частности, в том, что капитал существует не столько в денежной форме, сколько в форме активов. А стоимость актива определяется желанием рынка его приобрести, что, если идти по цепочке покупок, рано или поздно упирается в конечный спрос, то есть спрос или государства, или потребителей. Но последние непосредственно выступают в рамках производственных отношений со стороны труда, а спрос государства также существенно зависит от возможностей потребителей." М.Хазин

Экономическая теория базируется на безграничных потребностях и ограниченных ресурсах. Соответственно, спрос при безграничных потребностях ограничивается эквивалентом оценки труда человека под названием деньги. Что мешает государству (не ЦБ и ФРС) безпроцентно кредитовать население, обеспечивая управляемый спрос на разные виды товаров и услуг?

Изобретение таких экономических инструментов, как акции и кредиты, в свое время смогли вовлечь свободные средства в развитие реального производства. Но по мере усложнения экономического состояния и роста мировой экономики они видоизменились.

Сегодня на финансовом рынке торгуются преимущественно не реальные ценности, а деривативы (производные финансовые инструменты – опционы, фьючерсы, форварды), используемые для получения спекулятивной прибыли. Происходит своего рода «раздутие» финансовых обязательств, величина которых значительно превышает сумму реальных сделок. Мировой рынок деривативов по праву можно считать центром современного финансового кризиса.

Крупнейшие американские инвестиционные банки все эти годы действовали практически безнадзорно, без вмешательства Федеральной резервной системы, и, в результате, в какой-то момент была пропущена «точка невозврата». В последние годы имело место «головокружение от успехов», эйфории от динамики роста мирового финансового рынка, которой не мешали ни колебания курса евро-доллар, ни резкий рост цен на энергоносители. При этом на фоне особенностей циклического развития мировой экономики, стагнации либо снижения темпов ее роста избыток финансового капитала попадал не в реальный сектор экономики, а в финансовый, вследствие чего формировался «финансовый пузырь».

Но от финансового, кризис переходит сегодня в новую стадию, стадию рецессии потребления.

Возможно, сегодня можно говорить о кризисе идеологии потребления, доведенной PR- технологиями до своего максимума. Речь идет о том, что развитие экономики обеспечивалось развитием потребления, где реальные потребности заменялись торговлей сказками, мечтами и «приличным образом жизни». Ведь без развития идеального образа американской жизни и семейной мечты – иметь собственный дом с маленьким участком, массовая ипотечная система была бы невозможна. Именно возможность кредитования осуществления мечты, без учета реальных доходов (а на двадцать лет их весьма трудно рассчитать), и стала основой жизни в кредит. Кроме этого, на развитие финансовых пузырей сыграли раздуваемые пиаром бренды – как нематериальные активы. Когда люди покупали не товары по реальной стоимости, а бренды и демонстрацию своей принадлежности к кругу людей, которые могут себе это позволить. Соответственно эти надутые активы котировались на фондовых рынках, под них получали кредиты и активы.

Золотой миллиард человечества, живущий в США и Западной Европе, как образец безудержного потребления, выступал и как заказчик, и как покупатель основных мировых производителей, в том числе и развивающихся экономик с их дешевой рабочей силой или сырьевыми ресурсами и весьма малоемкими внутренними рынками.

Поэтому возможность рецессии и сокращения потребительского спроса в странах «Золотого миллиарда» вызывает особое беспокойство. По сути дела, принимаемые западным миром меры в первую очередь направлены на максимальное смягчение кризиса и недопущение скатывания экономик в рецессию за счет поддержки кредитоспособности банков и ипотечных финансовых структур, устанавливая минимальную ставку межбанковского кредита в размере 1-0,5% годовых и прямой поддержки граждан в целях стимулирования кредитоспособности населения и промышленности.

В России стратегией развития страны был выбран курс на удовлетворение внутреннего спроса страны, который рос за счет роста цен на энергоносители и дешевых кредитов. При этом экономика и государство всеми силами стремились поддерживать этот потребительский спрос. Рост заработной платы значительно превышал рост производительности труда. За период 2000-2007 гг. оборот розничной торговли вырос в 4,6 раза, среднедушевые доходы населения – в 5,5 раза, кредиты физическим лицам в 72,5 раза, при этом рост ВВП -72%, а промышленного производства 64%.

Рост экономики был приоритетнее, чем сокращение инфляции, что делало высокорискованными любые долговременные накопления и подталкивало население к потребительскому поведению. При этом обеспечение роста внутреннего рынка обеспечивалось зарубежными кредитами, направляемыми как в инвестиционную сферу, так и на потребительский рынок. Страна начала жить, проедая уже не только полученные, но и будущие доходы реального сектора. Но российская промышленность была не в состоянии полностью обеспечить свой внутренний рынок и даже не пыталась этого сделать, увеличивая зависимость страны от импорта.

Но экономику нельзя обмануть, мировой кризис наглядное тому доказательство – при всех финансовых изобретениях и спекуляциях основой экономики является реальный сектор в его реальной стоимости. Можно стимулировать спрос, но платежеспобный спрос – это спрос, который обеспечен реальными деньгами, а будущие доходы или запуск печатного станка – весьма разорительные и кратковременные мероприятия.

В связи с экономическим кризисом свет в конце тоннеля погасили в целях экономии электроэнергии.