Командированного работника везли в аэропорт по платной дороге. Можно ли такие расходы учесть в целях налога на прибыль?

| консультации | печать
Сотрудник отправился в командировку на обучение в связи с производственной необходимостью. Работодатель с сотрудником заключил дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях обучения. Работодатель обязуется оплатить расходы в части:
— стоимости обучающего курса;
— расходов по найму жилого помещения в период обучения;
— дополнительных расходов, связанных с проживанием работника в период обучения (суточные);
— расходов на проезд работника к месту обучения и обратно;
— иных расходов, произведенных работником с разрешения и ведома работодателя.
Получилось так, что до аэропорта сотрудника вез другой сотрудник на служебном автомобиле. Он предоставил в бухгалтерию чек по оплате платного участка дороги. Можно ли принять данный чек у сотрудника, который вез в аэропорт, и принять к расходам для налога на прибыль в виде расхода на проезд командированного сотрудника к месту обучения?

По мнению эксперта, расходы по оплате платного участка проезда в рассматриваемой ситуации возможно признать в составе прочих расходов при исчислении налога на прибыль при условии соответствия общим критериям п. 1 ст. 252 НК РФ. Из письма УФНС России по г. Москве от 07.06.2012 № 13-11/050285 следует, что затраты на проезд по платной дороге при их соответствии требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ могут быть учтены в составе прочих расходов, в частности, на основании:

  • подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, то есть в качестве расходов на содержание служебного автотранспорта;

  • подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, позволяющего включать в расчет налоговой базы консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

Кроме того, по мнению автора, организация вправе учесть указанные расходы и на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ в качестве других прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Решение о том, к какой именно группе расходов отнести указанные затраты, организация вправе принять самостоятельно (п. 4 ст. 252 НК РФ).

Для учета расходов на проезд по платным дорогам для целей исчисления налога на прибыль необходимо обосновать экономическую целесообразность таких затрат (почему при наличии бесплатной трассы было выгодно проехать по платному участку), в качестве чего подготовить приказ (распоряжение) руководителя организации, разрешающий использование платных дорог, с указанием преимуществ платного проезда, например: срочность поездок, сокращение маршрута, экономия ГСМ при движении по более короткой платной автодороге, уменьшение износа автомобилей и т.п. Кроме того, эксперт рекомендует оформить путевой (маршрутный) лист.