Просрочка поставки привела к простою

| консультации | печать
Наша компания заключила договор поставки с производителем необходимого для нашей деятельности оборудования. Мы планировали сразу после получения данного оборудования расширить производство. Однако поставщик просрочил поставку на четыре месяца. Приобрести данное оборудование у кого-нибудь другого было весьма проблематично. Можем ли мы сейчас взыскать с поставщика убытки в виде той прибыли, которую мы могли бы получить, если бы расширили производство?

В силу ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.

Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. В силу ст. 516 ГК РФ покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для наступления гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков необходимо наличие пяти обязательных условий:

— наличия убытков;

— противоправного поведения лица, действия (бездействие) которого повлекло причинение убытков;

— причинной связи между противоправностью и убытками;

— вины должника (в необходимых случаях); доказанности существования всех этих условий.

В соответствии с п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу ст. 15 ГК РФ упущенной выгодой является неполученный доход, на который увеличилась бы имущественная масса лица, право которого нарушено, если бы нарушения не было.

Поскольку упущенная выгода представляет собой неполученный доход, при разрешении споров, связанных с ее возмещением, следует принимать во внимание, что ее расчет, представленный истцом, как правило, является приблизительным и носит вероятностный характер. И это обстоятельство само по себе не может служить основанием для отказа в иске.

При рассмотрении дел о возмещении убытков следует иметь в виду, что положение п. 4 ст. 393 ГК РФ, согласно которому при определении упущенной выгоды учитываются предпринятые стороной для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления, не означает, что в состав подлежащих возмещению убытков могут входить только расходы на осуществление таких мер и приготовлений.

Указанный подход к определению упущенной выгоды развит в п. 4 более позднего постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», в соответствии с которыми суд не может отказать в удовлетворении требования кредитора о взыскании убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков, включая упущенную выгоду, определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства.

Исходя из предоставленной вами информации, можно заключить, что у вас неплохие шансы взыскать с поставщика упущенную выгоду. Для этого вам необходимо будет предоставить суду информацию, во-первых, о том, какое количество продукции ваше предприятие в среднем выпускает за день (неделю) на имеющемся оборудовании. Подтверждением такой информации может служить бухгалтерская документация, договоры с контрагентами на поставку соответствующей продукции. Во-вторых, информацию о сумме, на которую предприятие за неделю в среднем выпускает продукцию. В этой части доказательствами могут выступать налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость и книги продаж. На основе данной информации вам следует рассчитать ожидаемую прибыль от расширения производства за счет использования дополнительного оборудования. Полученные за конкретный период (день, неделю или месяц) цифры необходимо умножить на время просрочки.

Важно при этом учитывать, что размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено. В таком случае вам следует предоставить суду также информацию об уровне рентабельности предприятия.

Так, например, при рассмотрении одного дела АС Московского округа исправил решения нижестоящих инстанций, в которых они в полном объеме отказали истцу во взыскании упущенной выгоды, хотя факт нарушения был доказан. В данном деле компания обратилась в суд с требованиями к заводу испытательного климатического оборудования, который поставил две климатические камеры с трехмесячной задержкой. Истец полагал, что из-за просрочки он понес убытки в размере 2,2 млн руб. недополученной выручки, связанной с простоем производственной линии. Расчет он подтвердил бухгалтерскими документами за другие периоды. Первая и апелляционная инстанции отказали в удовлетворении иска. Они исходили из того, что истец не обосновал, что извлек бы прибыль именно в заявленном размере. Суд округа между тем отменил данные решения. Он отметил, что выводы нижестоящих судов сделаны без учета природы упущенной выгоды, которая представляет собой не полученный из-за нарушения доход. Поэтому его расчет обычно приблизительный и носит вероятностный характер. И само по себе это обстоятельство не может служить причиной для отказа в иске (постановление АС Московского округа от 20.04.2016 № Ф05-4218/2016 по делу № А40-84828/2015).