1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать

Перевод помещения из жилого в нежилое

Спрашивает Надежда:
Числящееся на балансе организации жилое помещение в 2016 г. переведено в состав нежилого фонда, о чем внесены изменения в свидетельство о праве собственности. К моменту смены назначения помещения по нему в бухгалтерском учете начислен 100-процентный износ. Как правильно в данной ситуации отразить в бухгалтерском и налоговом учете перевод помещения из жилого в нежилое?

Поскольку в тексте вопроса говорится об износе, это значит, что жилое помещение было приобретено до 2006 г. и в бухгалтерском учете не амортизировалось. Дело в том, что согласно п. 17 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 г.) стоимость объектов жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.) посредством амортизации не погашалась. По таким объектам начислялся износ, который учитывался на отдельном забалансовом счете (счет 010 «Износ основных средств»). С 1 января 2006 г. согласно изменениям, внесенным в п. 17 ПБУ 6/01 приказом Минфина России от 12.12.2005 № 147н, по объектам жилищного фонда амортизация начисляется в общеустановленном порядке. Однако это распространяется только на объекты жилищного фонда, приобретенные после 1 января 2006 г. А если жилье было принято к учету до этой даты, по нему начисляется износ по прежним правилам (письма от 07.06.2006 № 03-06-01-04/129, ФНС России от 02.11.2006 № ШТ-6-21/1062@).

Итак, на момент перевода жилого помещения в нежилое оно числится в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости. Начисление 100% износа свидетельствует о том, что срок полезного использования помещения, определенный при принятии его к учету, истек. Ведь износ начислялся по установленным нормам амортизационных отчислений (п. 17 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 г.), которые рассчитываются исходя из срока полезного использования объекта (п. 19 ПБУ 6/01).

При переводе жилого помещения в нежилое у него меняется не только предназначение, но и код ОКОФ. В 2016 г. действовал Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (он утратил силу с 1 января 2017 г. в соответствии с приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст). В нем помещения жилых зданий не выделены в самостоятельные группировки. Поэтому для их кодирования необходимо использовать соответствующие группировки зданий, к которым они относятся. Таким образом, поскольку ранее помещение относилось к жилому фонду, оно имело код ОКОФ 130002000 «Здания, входящие в жилищный фонд». После перевода в нежилой фонд помещение остается в том же жилом здании. Но теперь оно относится к коду ОКОФ 130001000 «Здания (помещения) жилые, не входящие в жилищный фонд».

В письме от 04.08.2016 № 03-03-06/1/45862 Минфин России разъяснил, что если в результате изменения характеристик объекта происходит смена кода ОКОФ, данный объект рассматривается как новое основное средство. О том, что при переводе жилья в нежилой фонд меняется код ОКОФ и возникает новый объект основных средств, сказано и в письме УФНС России по г. Москве от 28.11.2006 № 20-12/105021. Отметим, что и финансисты, и московские налоговики давали разъяснения по налогу на прибыль. Но, на наш взгляд, они в полной мере применимы и к бухгалтерскому учету, поскольку принципы учета основных средств в ПБУ 6/01 и НК РФ одинаковы. Таким образом, при переводе жилого помещения в нежилой фонд у организации и в бухгалтерском, и в налоговом учете появляется новый объект основных средств. Он возникает в момент, когда меняется статус помещения, то есть на дату внесения изменений в свидетельство о праве собственности на помещение.

Новый объект — нежилое помещение нужно учесть на счете 01 «Основные средства» по соответствующему субсчету, например «Нежилые помещения». В его первоначальную стоимость войдет стоимость, по которой помещение числилось в бухучете до его перевода в статус нежилого (без ее уменьшения на сумму начисленного износа), и расходы, связанные с его переводом в нежилой фонд. Ведь без них компания не сможет использовать объект по новому назначению, а согласно п. 8 ПБУ 6/01 в первоначальную стоимость основного средства включаются расходы на приведение его в состояние, пригодное для использования. Это подтверждается разъяснениями, данными в вышеуказанном письме УФНС России по г. Москве от 28.11.2006 № 20-12/105021. В нем отмечено, что расходы, связанные с переводом квартиры в нежилой фонд, должны увеличивать первоначальную стоимость нового объекта основных средств.

В налоговом учете формировать первоначальную стоимость будут стоимость жилого помещения, по которой оно числилось в налоговом учете (остаточная стоимость, если в налоговом учете начислялась амортизация, или первоначальная, если амортизация не начислялась), и расходы, связанные с его переводом в нежилой фонд.

И в бухгалтерском, и в налоговом учете нужно определить срок полезного использования нежилого помещения, исходя из которого будет начисляться амортизация по нежилому помещению.

В бухгалтерском учете срок полезного использования определяется с учетом ожидаемого срока использования объекта (п. 20 ПБУ 6/01).

В налоговом учете срок полезного использования нежилого помещения устанавливается с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Так как после перевода в статус нежилого помещение останется расположенным в жилом здании, оно относится к десятой амортизационной группе со сроком полезного использования 30 лет и выше (группировка по ОКОФ 100.00.00.00 «Жилые здания и помещения»).

В бухгалтерском учете начислять амортизацию по нежилому помещению можно любым из способов, перечисленных в п. 18 ПБУ 6/01 (линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)). Амортизация начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия нежилого помещения к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01).

В налоговом учете начислять амортизацию по нежилому помещению нужно только линейным методом (п. 3 ст. 259 НК РФ) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно было введено в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Операция по переводу жилого помещения в нежилое оформляется следующими проводками:

Дебет 08 Кредит 60

— учтены расходы, связанные с переводом жилого помещения в нежилой фонд;

на дату перевода:

Дебет 01, субсчет «Нежилые помещения» Кредит 01, субсчет «Жилые помещения»

— стоимость жилого помещения, по которой оно числилось в бухгалтерском учете, включена в первоначальную стоимость нежилого помещения;

Дебет 01, субсчет «Нежилые помещения» Кредит 08

— расходы, связанные с переводом жилого помещения в нежилой фонд, учтены в первоначальной стоимости нежилого помещения;

Кредит 010

— начисленный за балансом износ по жилому помещению списан с бухгалтерского учета;

со следующего месяца:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 02

— начислена ежемесячная амортизация по нежилому помещению.

Сумма:
%