Затраты на корпоративную газету

| консультации | печать
Наша компания планирует начать выпуск корпоративной газеты. В ней будут размещаться информация производственного характера, освещаться достижения организации. Для выпуска газеты будут заключаться договоры с журналистами и типографией. Можно ли учесть затраты, связанные с выпуском такой газеты, в составе расходов при расчете налога на прибыль?

На наш взгляд, вы можете учесть для целей налогообложения прибыли расходы на подготовку и издание корпоративной газеты. А вот Минфин России считает, что если корпоративная газета распространяется среди работников компании бесплатно, то расходы на издание не могут учитываться для целей налогообложения прибыли. Расскажем подробнее.

Позиция финансового ведомства по данному вопросу содержится в письме от 15.08.2013 № 03-03-06/1/33241. В нем финансисты указали, что расходы, связанные с выпуском корпоративной газеты, могут учитываться для целей налогообложения прибыли при условии их соответствия критериям, установленным ст. 252 НК РФ. То есть затраты должны быть документально подтверждены, экономически оправданны и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Если указанная газета распространяется на безвозмездной основе, расходы в виде стоимости такой продукции не учитываются при расчете налога на прибыль на основании п. 16 ст. 270 НК РФ. Напомним, что согласно этой норме Кодекса не включаются в состав расходов стоимость безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и затраты, связанные с такой передачей.

Но с такой позицией можно поспорить. По нашему мнению, затраты на подготовку и выпуск корпоративной газеты можно учесть для целей налогообложения прибыли как расходы по управлению организацией. Так позволяет поступить подп. 18 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом не важно, каким образом (бесплатно или за деньги) распространяется газета. Даже если корпоративная газета раздается сотрудникам компании на безвозмездной основе, целью такой операции является доведение до работников информации производственного характера. Поэтому такие мероприятия напрямую связаны с управлением компанией.

Такую точку зрения поддерживают суды. Примером может служить постановление ФАС Центрального округа от 22.06.2009 по делу № А68-АП-207/14-05. В нем был рассмотрен следующий спор.

Компания оплатила услуги по подготовке и изданию корпоративной газеты. Расходы были учтены при расчете налога на прибыль. Налоговые органы посчитали, что компания необоснованно включила данные затраты в состав управленческих расходов. Однако суд с таким выводом не согласился. Принимая решение в пользу налогоплательщика, арбитры указали, что спорная газета является корпоративным изданием, целью которого является распространение среди работников информации о кадровой, социальной и экономической политике организации, публикация внутренних нормативных актов, иной производственной информации. Поэтому затраты на выпуск газеты являются обоснованными и учитываются на основании подп. 18 п. 1 ст. 264 НК РФ как расходы по управлению компанией.

Аналогичная позиция содержится в постановлении ФАС Московского округа от 18.11.2009 № КА-А40/12012-09 по делу № А40-87477/08-140-431.

А в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 15.01.2007 № Ф04-8741/2006(29775-А27-26) по делу № А27-11767/2006-6 суд признал расходы по выпуску корпоративной газеты экономически обоснованными и производственно необходимыми на том основании, что газета являлась источником информации о показателях работы всего коллектива, его участков, планов работы, иной производственной информации. Она распространялась на территории компании. При этом налоговый орган не доказал тот факт, что газета носила общий информационный характер и не влияла на деятельность компании. Определением ВАС РФ от 21.06.2007 № 5133/07 было отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Как видите, в случае возникновения спора с налоговиками у компании есть хорошие шансы отстоять в суде правомерность учета для целей налогообложения прибыли расходов на подготовку и выпуск корпоративной газеты.