1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать | 1292

Рекламный стенд: амортизировать или списать единовременно?

Организация купила рекламный стенд, на котором планирует размещать рекламу собственной продукции. По своим критериям стенд подпадает под амортизируемое имущество. Как правильно для целей налогообложения прибыли учитывать стоимость стенда: списывать через амортизацию или же признать в составе расходов единовременно, как рекламные расходы?

На наш взгляд, вы имеете право самостоятельно решить, как вы будете учитывать при расчете налога на прибыль стоимость стенда: списывать единовременно на расходы, как рекламные затраты, или же начислять амортизацию. Оба варианта имеют право на жизнь. Главное, выбранный вариант прописать в учетной политике для целей налогообложения прибыли. Однако специалисты Минфина России и налоговые органы не допускают вариантности. Расскажем подробнее.

Фискальная позиция

Минфин России свою позицию по рассматриваемому вопросу высказал в письме от 15.06.2012 № 03-03-10/71, которое ФНС России письмом от 27.06.2012 № ЕД-4-3/10519 довела до нижестоящих налоговых органов и разместила на своем официальном сайте в рубрике «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами». Правда, финансисты рассматривали ситуацию, когда организация создала рекламный видеоролик, который признается нематериальным активом. Но изложенный в разъяснениях подход применим и для основных средств. Приведем рассуждения чиновников.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках (подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ). То есть стоимость имущества, приобретенного для использования в рекламных мероприятиях компании, является рекламным расходом.

В то же время согласно п. 1 ст. 256 НК РФ, если имущество находится у компании на праве собственности, используется для извлечения дохода, срок его полезного использования более 12 месяцев, а первоначальная стоимость более 40 000 руб., то оно признается амортизируемым.

Исходя из вышеприведенных норм, чиновники сделали следующий вывод. Если в отношении объектов, приобретенных для использования в рекламных целях, выполняются условия признания имущества амортизируемым, то их стоимость списывается на расходы через амортизацию. При этом суммы начисленной амортизации относятся к расходам на рекламу.

Напомним, что для признания рекламных расходов установлены особые правила. Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам на рекламу относятся:

— расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телеком­муни­кационные сети, при кино- и видеообслуживании;

— расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

— расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Вышеперечисленные расходы учитываются при расчете налога на прибыль в полном размере. А вот рекламные расходы, не попавшие в этот список, а также затраты на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, нормируются. Они признаются в размере, не превы­шающем 1% выручки от реализации.

Если следовать позиции чиновников, то в рассматриваемой ситуации компания должна рекламный стенд признать амортизируемым имуществом и учитывать начисленные суммы амортизации в составе расходов на рекламу. При этом на расходы списывается амортизация в полном объеме, без применения норматива.

Суды не столь категоричны

Нам удалось найти только одно судебное решение, в котором ар­битры поддержали фискальную позицию. Это постановление ФАС Центрального округа от 05.07.2006 № А68-АП-4/11-05.

В остальных спорах, дошедших до судов, арбитры встают на сторону налогоплательщиков. Пример — постановление ФАС Уральского округа от 21.07.2010 № А34-4973/2009. В этом деле была рассмотрена следующая ситуация. Компания при расчете налога на прибыль единовременно учла в составе рекламных расходов стоимость световой вывески. По мнению налоговиков, ее стоимость должна относиться на расходы через амортизационные отчисления.

Суды поддержали компанию и признали действия налогоплательщика правомерными, так как указанные расходы относятся к наружной рекламе и могут быть списаны единовременно в соответствии с подп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 НК РФ.

Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 12.03.2008 № А21-3735/2006 (Определением ВАС РФ от 26.06.2008 № 7751/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), Уральского округа от 30.01.2008 № А07-6671/07.

А в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2010 № А05-8466/2009 судьи отметили, что налогоплательщику предоставлено право самостоятельно определять группу затрат в том случае, если некоторые из них с равным основанием можно отнести одновременно к нескольким группам расходов (п. 4 ст. 252 НК РФ). Такую же позицию высказали арбит­ры и в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 05.04.2007 № А56-4732/2006 (Определением ВАС РФ от 14.08.2007 № 9542/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).