1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать

Не украсишь — не продашь

Общество реализует дорогую одежду и обувь. Поскольку у наших покупателей, как правило, высокий уровень доходов и повышенные требования к уровню обслуживания, организация украшает торговые залы некоторых магазинов живыми цветами. Можно ли такие расходы учитывать в целях налогообложения прибыли?

По мнению автора, расходы на украшение торговых залов цветами могут учитываться как затраты на реализацию маркетинговой политики.

Маркетинг - понятие широкое. Налоговым кодексом РФ, например, прямо предусмотрена возможность учета расходов на некоторые из мероприятий, осуществляемых в рамках маркетинга: на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка; сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров, работ, услуг (пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако это не означает, что расходы на иные маркетинговые мероприятия не учитываются в целях налогообложения. Они с точки зрения налогового учета должны относиться к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В Письме Минфина России от 02.04.2002 N 04-02-06/5/4 (не являющемся нормативным актом) маркетинговые услуги определены как услуги по организации процесса выявления, максимизации и удовлетворения потребительского спроса на продукцию организации.

Если учитывать психологические особенности покупателей реализуемой вами продукции, то цена может не оказывать существенного влияния на принятие решения о приобретении товара. Определяющее значение для успешной реализации товара будут иметь методы неценовой конкуренции на данном секторе рынка, к их числу можно отнести и украшение торгового зала живыми цветами.

Для максимизации и удовлетворения потребительского спроса на продукцию и успешного продвижения товаров от общества к потребителям целесообразно разработать маркетинговую политику, в рамках осуществления которой среди прочих мероприятий и будут производиться соответствующие затраты на оформление торгового зала.

Для подтверждения экономической целесообразности затрат на маркетинговую политику желательно иметь соответствующее финансово-экономическое обоснование (бизнес-план, план маркетинговых мероприятий), что поможет, по мнению автора, существенно снизить налоговые риски. В это обоснование должна быть включена информация о цели маркетинговой политики, подтверждающая ее направленность на получение прибыли. Цель необходимо сформулировать четко: повысить спрос на реализуемую продукцию.

Желательным также будет документальное подтверждение (в отчете) достижения результатов, на которые были направлены данные мероприятия (маркетинг позволил более грамотно построить планирование продаж своей продукции, привлечь потребителей и повысить эффективность деятельности на рынке).

В то же время неэффективность мероприятий (недостижение результата) не будет являться основанием признания таких расходов необоснованными, поскольку налоговое законодательство не связывает возможность признания расходов с достижением тех целей, для которых они произведены. Статья 252 НК РФ говорит лишь об экономической обоснованности, т.е. направленности на получение прибыли (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, Определения КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П).

Судебно-арбитражная практика подтверждает правомерность отнесения затрат на маркетинг, осуществляемый в сфере основной деятельности предприятия, в состав расходов, связанных с производством и (или) реализацией (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.03.2004 N А05-4150/03-224/13, от 02.02.2004 N А56-20870/03).

Так, в одном из судебных решений подтверждена правомерность отнесения на себестоимость расходов по приобретению цветов для оформления торгового зала в целях привлечения потребителей - такие затраты квалифицированы как непосредственно связанные с организацией производства. При этом суд указал, что эстетическое оформление торговых залов, залов обслуживания, витрин обусловлено требованиями ГОСТа 50762-95 (Постановление ФАС Уральского округа от 24.11.2003 N Ф09-3332/03-АК).