1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать | 131

Хотим признать договор недействительным…

Наше бюджетное учреждение владеет зданием на праве оперативного управления. Одно помещение в этом здании передано в аренду коммерческой организации городским комитетом по управлению имуществом (по договору аренды комитет является арендодателем). Мы планируем подать иск о признании этого договора аренды недействительным и о применении последствий его недействительности. В каком размере уплачивается судебная пошлина в этом случае?

Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (ст. 296 ГК РФ).

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Сдача в аренду является одним из способов распоряжения имуществом.

Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом. Передав учреждению имущество на праве оперативного управления, собственник не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21).

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 ГК РФ).

В арбитражной практике имеются прецеденты признания недействительными заключенных неправомочным лицом (собственником) арендных сделок с недвижимостью, находящейся в оперативном управлении у учреждений (Постановления ФАС Центрального округа от 12.03.2007 N А35-5284/06-С13, Московского округа от 20.01.2005 N КГ-А40/12160-04).

Государственная пошлина относится к федеральным сборам (п. 10 ст. 13, п. 1 ст. 333.16 НК РФ).

Порядок ее уплаты регулируется гл. 25.3 НК РФ. Полномочия давать письменные разъяснения плательщикам сборов по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах предоставлены Минфину России (ст. 34.2 НК РФ).

В Письме Минфина России от 29.11.2007 N 03-05-06-03/92 разъяснено, что исковые заявления по спорам о признании сделок недействительными относятся к исковым заявлениям неимущественного характера.

При этом финансисты сослались на аналогичную позицию арбитров, отраженную в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.09.2004 N А19-3371/04-13-Ф02-3829/04-С2.

Таким образом, заключили авторы указанного Письма, размер государственной пошлины при подаче искового заявления в арбитражный суд с требованием о признании договора недействительным и применении последствий недействительности этого договора должен определяться в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, т.е. размер государственной пошлины в этом случае составляет 2000 руб.

Такой же вывод сделан и в Письме Минфина России от 29.11.2007 N 03-05-06-03/93. В нем подчеркнуто, что признание ничтожной сделки недействительной и применение последствий недействительности (ничтожности) сделки является одним требованием.

Причем дана ссылка на аналогичный вывод из Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28.09.2006 N Ф04-5048/2006(26097-А27-16): признание ничтожной сделки недействительной и применение последствий недействительности (ничтожности) сделки, по существу, в силу ст. ст. 167, 168 ГК РФ является одним требованием, и, следовательно, с истца взимается одна госпошлина в сумме 2000 руб.