Сделка недействительна…

| консультации | печать
Имущество было передано по договору мены, но решением суда сделка признана недействительной. Обязаны ли мы уплачивать налог на это имущество?

В силу ст. 167 ГК РФ недействительная сделка недействительна с момента ее совершения и не порождает правовых последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью. Правовые последствия, предусмотренные п. 2 данной статьи в виде применения для сторон двусторонней реституции, носят гражданско-правовой характер.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (ст. 44 НК РФ).

Обязанность налогоплательщика по уплате налогов прекращается, в частности, с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога (п. 3 ст. 44 НК РФ).

По мнению автора, признание гражданско-правовой сделки недействительной само по себе не может изменять налоговых правоотношений, если только законодательство о налогах и сборах не предусматривает это обстоятельство в качестве основания возникновения, изменения или прекращения обязанности по уплате налогов.

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Поэтому до признания договора мены недействительным спорные объекты обложения налогом на имущество организаций на балансе у налогоплательщика, передавшего объекты, отсутствовали.

Следовательно, правовые основания для исчисления и уплаты налога за данный период у него отсутствуют.

Аналогичные решения по данному вопросу принимают и арбитражные суды.

Например, из мотивировочной части Постановления ФАС Московского округа N КА-К41/3570-07 следует, что в налоговом и бухгалтерском учете отражаются и учитываются не гражданско-правовые сделки, а хозяйственные операции, в связи с чем признан несостоятельным довод налоговой инспекции об обязанности налогоплательщика восстановить стоимость реализованного имущества в бухгалтерском учете на дату реализации. При этом определено, что законодательство о налогах и сборах не предусматривает для налоговых отношений последствий недействительности гражданско-правовых сделок, аналогичных тем, которые предусмотрены в гражданском законодательстве.